Браконьерская охота на «краснокнижный» вид в государственном биосферном
заповеднике «Саяно-Шушенский» продолжается
Опять о горном сибирском козле — эндемике юга Сибири, животном, истребленном на большей части своего ареала. Об охоте на этот вид, которая производится в Саяно-Шушенском заповеднике, организуется на правобережье Саяно-Шушенского водохранилища и в охранной зоне территории, возведенной в ранг международного биосферного заповедника.
В течение последних пяти лет идет охота на элитных самцов, ежегодно отстреливается от 15 до 40 особей. В прошлом году лимит предусматривал 40 особей. Идет браконьерское истребление животного из Красной книги Красноярского края. Данный вид также отнесен к категории редких и исчезающих на Алтае, в Хакасии, Туве и Иркутской области, но нигде охота не ведется. «Отличился» в этом плане только наш регион. В заповедной системе России это впервые, нет такого и в международной практике.
Мигранты поневоле
О проблеме мне уже приходилось писать («Горному козлу нужна защита», «Наш край», 2009, № 5). В частности, отмечалось, что заповедная группировка козла и правобережная контактируют друг с другом, составляя одну популяцию, где происходит обмен генофонда. В результате отстрела козла на правобережье водохранилища и в охранной зоне в популяционной группировке нарушается эволюционный процесс. В заповедник проникают морфологически ослабленные особи, с патологически мелкими рогами.
Об эволюции млекопитающих, как, впрочем, и других животных в Приенисейских экосистемах, хотелось бы сказать несколько больше. Ученым известно, что чем беднее в видовом отношении становится сообщество, тем сложнее сохранить этот комплекс животных, а тем более восстановить. Происходит это в связи с тем, что исчезновение двух-трех и даже одного составляющего зооценоз животного приводит к отрицательным изменениям поведенческих реакций, экологии питания и размножения, миграционным перемещениям остающихся видов. В особенности это относится к хищникам. Существование таких редких зверей, как волк красный, барс снежный, поставлено под вопрос: кормовые ресурсы этих хищников (баран, козел, марал, лось, олень северный, косуля) стали в последнее столетие менее многочисленны и обильны.
Доводы довольно странной позиции руководства заповедника сводятся к тому, что сохранить естественный процесс динамики численности козла вне заповедной территории возможно лишь в том случае, если самим производить отстрел. Вот так, ни больше, ни меньше. Мол, если не будет осуществляться охота самим заповедником, то за ружья возьмутся браконьеры, и численность станет уменьшаться. Спрашивается: где же охрана заповедника, которая размещена на правобережье водохранилища? Некоторую экологическую безграмотность научных сотрудников заповедной территории, пожалуй, можно объяснить отсутствием в данном научном учреждении специалиста-териолога. Здесь не может быть других мнений: животное, включенное в Красную книгу, должно строго охраняться и восстанавливаться в численности в пределах его ареала. На этом принципе и с этой целью создавались заповедники в России и Сибири в частности.
Какова юридическая норма? Закон Красноярского края запрещает изъятие козла горного сибирского в процессе охоты. Правовой документ гласит: «Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Красноярского края, подлежат особой охране». И далее: «Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Красноярского края, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и администрации края».
Тот же закон провозглашает, что «виновные в уничтожении объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Красноярского края, или иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности указанных объектов животного и растительного мира, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Министерство природных ресурсов РФ, чтобы сохранить виды, включенные в Красную книгу страны, многократно увеличило штрафы. За добычу барса снежного и барана алтайского, в частности, он доходит до 300 тысяч рублей. Большинство ученых рекомендуют прекратить отстрел элитных самцов среди всех копытных, чтобы остановить деградацию их популяций и снижение продуктивности.
Преступление перед потомками
Смею утверждать, что идет жестокое истребление «краснокнижного» животного. И все это в местообитаниях барса снежного. В указанном законе на этот счет говорится, что недопустим антропогенный пресс на среду обитания этого животного из Международной Красной книги. Из этого следует, что создание Красной книги Красноярского края есть провозглашение наших обязательств сохранить данных животных, восстанавливая также численность популяций козла горного сибирского, архара, барса снежного. Охота на них — аморальна, верх невежества, преступление перед будущими поколениями.
Теперь о материалах, которые позволяют оценить действие природоохранных ведомств. Документом «Численность основных видов животных по данным зимнего послепромыслового учета численности охотничьих животных и выделенный лимит в сезон охоты 2004-2005 гг., 2005-2006 гг., 2006-2007 гг. на территории Красноярского края» предусмотрена добыча 20, 28, 23 самцов. В другом документе «Предложения по добыче лицензионных видов охотничьих животных на территории Красноярского края в сезоне 2007-2008 гг.» сказано: «Планируемое количество к отстрелу — 30 самцов козла горного сибирского». Бумагу подписал руководитель управления Россельхознадзора по Красноярского краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам А.М. Агапов.
Наконец, в постановлении правительства Красноярского края сообщается: «Установленные в сезон охоты 2008-2009 годов на территории Красноярского края объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период по 31 августа 2099 года» планируется отстрел 40 особей. Постановление завизировал первый заместитель губернатора края — председатель правительства края А.В. Новак.
Здесь необходимо сделать замечание. В приведенных документах козел горный сибирский почему-то относится к «основным видам охотничьих животных». По какому такому праву «краснокнижный» вид превратился в «охотничий»?
Выступая в предисловии к первой Красной книге, изданной в 1995 году академиком Е.Е. Сыроечковским и доктором биологических наук Э.В. Рогачевой, академик РАН В.Е. Соколов так писал о фауне нашего края: «Некоторые животные за последние десятилетия стали редкими, численность многих сокращается. Так, например, в крае резко сократилась численность сибирской косули, сибирского горного козла, горнотаежной формы дикого северного оленя». И далее об олене северном лесном: «Саянская горнотаежная или таежная левобережья Енисея — раздроблены, исчезают и должны быть объектом строгой охраны».
В предисловии к Красной книге Красноярского края издания 2000 года губернатор Красноярского края А.И. Лебедь заявил следующее:
— Красная книга является частью большой и важной работы, проводимой администрацией края по сохранению уникальной природы Красноярья. Это не только призыв к разуму и совести людей. Это, если хотите, нормативный документ, по которому мы все должны строить с природой свои отношения. В этой книге представлены те животные, которые находятся под особой защитой закона и государства.
Приведенные документы свидетельствуют, насколько это соответствует истине.
И еще хотелось бы процитировать замечательное высказывание бывшего теперь уже губернатора края Александра Хлопонина. В Красной книге издания 2004 года он особо подчеркнул: «Животный мир Красноярского края богат и разнообразен. У нас живут такие редкие виды, как снежный барс, беркут, балобан, махаон, парусники. Каждый из них — это подлинное украшение природы. При этом животный мир Красноярского края играет заметную роль и в экономике нашего региона. Для жителей многих северных районов охота, рыбалка и пчеловодство это не просто источник дохода — это образ жизни. Между тем отношение к этой части нашего природного наследия иначе как варварством зачастую назвать нельзя. Люди безжалостно уничтожают и среду обитания редких животных, и их самих».
Есть все основания полагать, что эти слова отнюдь не для руководителей Саяно-Шушенского заповедника и их покровителей!
Прошел почти год после публикации статьи «Горному козлу нужна защита».
Что изменилось? Ничего! Несмотря на то, что пришлось обращаться во многие инстанции и устно, и письменно, в том числе в надзорные органы.
Заостряю внимание читателя, что на мое обращение к прокурору края получен такой же ответ, но за подписью начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы А.М. Лайзенберга. Последний советует: «В случае несогласия настоящий ответ вы вправе обжаловать заместителю прокурора Красноярского края». И последнее. На мое письмо на имя губернатора края от 10 июля 2009 года откликнулась начальник управления документального обеспечения аппарата правительства М.Г. Иванова. Она успокоила, что письмо направлено для рассмотрения в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края с просьбой сообщить о результатах мне лично. Ответа нет пять месяцев.
Как избежать катастрофы?
Среднесибирское отделение териологического общества РАН — общественная организация. Но именно это объединение ученых и практиков ответственно осуществлять контроль над сохранением млекопитающих, чтобы не случилось новой катастрофы, которая произошла совсем недавно с соболем, бобром, овцебыком. Слишком много государству пришлось вложить средств в реакклиматизацию.
Наконец, необходимо осознать, что сохранить разнообразие живых существ и, прежде всего, видов, находящихся в категории редких, угроза которым наиболее реальна, является одной из наших главных, первостепенных задач. Красная книга — документ, определяющий юридические основы охраны редких и исчезающих животных, это ответственный документ перед лицом настоящих и будущих поколений. Обоснованно можно считать, что эта группа животных не способна выжить без специальных мер охраны со стороны человека. Требуется срочно запретить отстрел козла горного сибирского и начать его расселение в прежних местообитаниях в горных системах.
Следует провести экспедиционные обследования, и, если будут обнаружены малочисленные группировки или даже отдельные группы козлов, требуется создание охраняемых территорий разного статуса. Ранее проектировалось создание 5-6 заказников на юге края в ареале козла, архара, барса снежного, волка красного, оленя северного алтае-саянской расы в Саянах, а также восстановление Саянского заповедника в верховьях Кизира, Казыра, Агула, Кана. Целесообразно расширить территорию заповедника «Столбы» за счет Манского Белогорья.
Увы, эти предложения так и не приняты во внимание. Необходимо ликвидировать Иджирское хозяйство, которое создано на юге Ермаковского района специально для эксплуатации ресурсов копытных, в первую очередь козла горного сибирского. Требуется создать на его территории кластерный участок Саяно-Шушенского заповедника. С территории этого хозяйства потенциально возможно расселение козла и барса на смежные площади. Но этого не происходит, поскольку на правобережье Саянского водохранилища производится отстрел элитной части самцов, и численность группировок этих копытных не достигает критической массы, после чего начинается расселение любого вида. В этом случае можно добиться расселения редких животных в восточном направлении по Эргак-Таргак — Тайга и Куртушибинскому хребтам, а также в западном — по хребтам Хемчикскому, Сайлыг-Хем-Тайга, Сальджур, Абаканскому и Кузнецкому Алатау.
Следует помнить и еще об одном. Устойчивое развитие ресурсопользования, а на этих принципах живет большинство стран Европы и США, подразумевает следующую концепцию: увеличиваешь производство только в том случае, если не нарушаешь природу. Если потери не компенсируются, то наращивать промысловый пресс на природные экосистемы противопоказано.
Генрих СОКОЛОВ,
председатель Среднесибирского отделения Всероссийского териологического общества РАН, доктор биологических наук, профессор кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Сибирского федерального университета