Выставка в память о большом художнике станет для красноярцев настоящим экологическим открытием
Музей геологии Центральной Сибири проектирует цикл выставочно-итерактивных мероприятий, связанных с великими геологическими именами — представителями науки и искусства, внесших прямо или косвенно значительный вклад в развитие геологического знания. Цикл открывает выставка «О Бажов!».
Россия — страна с богатейшим культурно-историческим наследием, глубинные истоки которого зиждутся в событиях, датах, вековых традициях и обычаях народа. Неразрывная связь времен — духовная сила и опора современности. Народная память хранит и чтит исключительную нам данность — имена великих людей искусства и науки родного Отечества, поведавших через свои творения мудрые знания, научный опыт, непреходящие культурные ценности — все, что необходимо для процветания и совершенствования общества и личности.
Богатство гор Уральских
Среди этих имен есть одно особенно народное, дорогое и близкое каждому сердцу, каждой русской душе — Павел Петрович Бажов. Великому сказочнику-фольклористу, автору уникальных уральских сказов исполнилось 140 лет. За сборник «Малахитовая шкатулка» ему была заслуженно вручена Сталинская премия 2-й степени.
В память об этой дате Музей геологии Центральной Сибири и Литературный музей им. В. П. Астафьева приступили к проектированию научно-просветительской интерактивной выставки «О Бажов!».
Идея проекта, замышленная на стыке двух наук (литературоведения и геологии), обещает стать уникальным экспериментом для обоих музеев, а ее интерактивный формат — увлекательным погружением в область минералогии и петрографии, незабываемым путешествием в мир сказок и открытий, в процесс рукотворного творчества и полета фантазии.
С произведениями Павла Бажова мы знакомы с раннего детства. Действительно, сюжеты волшебных сказов экранизированы в мультипликационных и художественных кинолентах, воплощены в полотнах живописцев, а персонажей его произведений мы безошибочно узнаем в изысканной обработке камнерезов.
Имя Бажова неразрывно связано с Уралом: природой, историей, культурой, самосознанием народа. В его произведениях воплощена душа этого могучего, богатейшего природными, в том числе, минеральными, ресурсами края, образ которого раскрывается через творчество писателя.
Редкий литературный вкус сформировался у Павла Петровича неслучайно. В сказах писателя отражены события, которые разворачиваются на его малой родине, в пределах Сысертского заводского округа (30 километров от Екатеринбурга).
Литературный материал Бажова пронизан насквозь его собственными наблюдениями и удивительными фактами, которые мастер слова подспудно черпал с малых лет из окружающей среды: Сысерть и ее окрестности он воспел в одиннадцати сказах «Малахитовой шкатулки».
В фондах Музея геологии Центральной Сибири хранятся образцы уральских минералов и горных пород, они и послужили основой для создания выставки.
Экспонирование камнесамоцветного материала — рассказ о несметных богатствах Уральских гор, которые так аутентично описал Бажов в сказах, вложив в них всю суть и соль особенностей своей эпохи.
Главными героями выставки станут, конечно же, уральские самоцветы: малахит, азурит, рубин, изумруд, яшма, агат и многие другие. Они, как реальные свидетели событий, перенесут нас в иллюзию сказочного мира Бажова. И впрямь, неописуемое восхищение без преувеличения вызывают изумруды Малышевского месторождения, топазы Мурзинки, переливты и другие красивейшие минералы самоцветной полосы Урала, ведь «слезы хозяйки медной горы превращались именно в них».
Бажовские россыпи
В контексте выставки отчетливо просматривается несколько главных составляющих: историко-геологическая, литературная, духовно-этическая, экологическая. Это золотые зерна его творчества, которые из поколения в поколение прорастают в благодатных душах.
Сысертские места издавна славились полезными ископаемыми. Впервые славу Уралу принесло железо, руда которого была найдена возле уральской речки Сысерти в 1680 году. Кроме того, земля сысертская богата медными рудами, рудами черных и редких металлов, золотом, платиной, но особенно — камнесамоцветами.
Павел Петрович Бажов открыл для нас целую россыпь сказок — свой, ни на кого не похожий, сказочный мир под названием «сказы» (сказки на фольклорную тему).
Сказка — необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказы Бажова формируют основы поведения и общения, учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая их, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказы Бажова стали для нас бесценным духовным наследием, которое не блекнет со временем и во всей своей первозданности воспринимается каждым новым поколением. Они являются важным механизмом развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха и воспитания уверенности в своем будущем.
Научившись сопереживать с героями произведений писателя, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них пробуждаются гуманные чувства: способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Слово Бажова помогает понять красоту звучащей фольклорной речи, учит эстетическому восприятию окружающего мира и формирует нравственные представления.
Проникновение в творческую лабораторию писателя дает возможность осознать, что произведения Бажова могут формировать экологическое сознание у детей. Все они глубоко духовны. Задумавшись над этим, приходишь к пониманию, что экология природы начинается с экологии души.
Хотя, в своих сказах писатель и не употребляет слова «экология», но отдельные экологические проблемы и проблемы взаимодействия человека и природы вырисовываются фоном, на котором разворачиваются события сказов и очерков. Павел Петрович воспевает творческий труд и человека труда, а в процессе его — особенно в таких его отраслях, как горнодобывающее, металлургическое производство и камнерезное искусство — человек вступает в диалог с природой. Этот диалог может носить разные формы: покорение природы, подчинение природе, содружество с ней. Именно форма содружества с природой наиболее целесообразна с экологической точки зрения, и это просматривается во всех сказах «Малахитовой шкатулки»: герой ищет и находит себя, получает удовольствие от своего труда и именно в том случае, когда он действует в согласии с окружающей природой.
Павел Петрович Бажов считается признанным певцом каменных россыпей. Камни в сказках Бажова описаны настолько ярко, что книгами его зачитывается не одно поколение. Великий сказочник рассказывает о камнях-минералах неповторимым языком, со знанием их свойств и особенностей, и это дает нам право называть его «уральским геологом».
Бажов с детства был неравнодушен к самоцветам, чувствуя их природу, он наделяет их значимыми эпитетами. Например, минерал родонит он называет Орлецом-камнем (сказ «Железовы покрышки»), известный всем кварц — Скварецом («Змеиный след»), горному хрусталю плохого качества дает смешное название Дурмашек, а Лазоревкой нарекает синий минерал лазурит («Медной горы Хозяйка»). Все образы, которые стали основой сказов «Малахитовой шкатулки», маленький Бажов собирал и впитывал, слушая рассказы караульщика В. А. Хмелинина, с которым проводил немалое время на Думной горе, где, по преданию, «думал думу сам Емельян Пугачев».
Ольга ЯКУНИНА,
заведующий выставочным отделом Музея геологии Центральной Сибири
КСТАТИ
Открытие увлекательного путешествия по особым мирам писателя планируется в начале апреля. А чтобы путешествие было интересным и впечатляющим, помимо выставки музеи готовят специальную конкурсную программу, которая поможет проявить кругозор и раскрыть таланты каждого участника.