Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

К НЕДРАМ ЗЕМЛИ НАМ ДАНО ПОДОЙТИ

Развитие детско-юношеского геологического движения способно пробудить интерес к одной из самых романтических профессий
 
Мне часто вспоминаются слова прежнего генерального директора ФГУГП «Красноярскгеолсъемка», Заслуженного геолога Российской Федерации, кандидата геолого-минералогических наук Марка Кавицкого, сказанные им два года назад. Ветеран всю свою сознательную жизнь посвятил геологии, будучи руководителем, он всегда поддерживал движение юных геологов.
На радости экономить нельзя
— При обсуждении краевой программы по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов в Законодательном собрании края был выкинут пункт по детскому геологическому воспитанию, — с болью в душе рассказывал он. — Причем безо всякого объяснения. Почему мы не хотим поддерживать и пропагандировать деятельность увлеченных детей, которые кропотливо изучают науку, участвуют в геологических экспедициях и походах? Пропагандировать, чтобы их примеру следовали другие.
Мне кажется, если мы сейчас выпустим из рук управление детско-юношеским геологическим движением в крае, допустим большую ошибку. Сибирские дети любознательны и талантливы. Уникальные условия, в которых они формируют свои интересы, позволяют им теоретические знания проверить на практике, причем не обязательно совершая при этом большие геологические походы.
Почему занятия в геологических кружках становятся платными? Это еще один безжалостный удар так называемой рыночной экономики по делу воспитания будущего поколения геологов.
На детской радости экономить нельзя. Понятно же, что не все родители имеют возможность изыскать средства на дополнительное обучение ребенка. Кто-то сознательно опускает шлагбаум перед детьми. А мы стыдливо молчим.
 
Задуматься о мире и своем месте в нем
Учитель географии и биологии красноярского лицея № 2, руководитель  детского геологического кружка, Заслуженный учитель Российской Федерации Елена Панева также озабочена состоянием дел в детско-юношеском геологическом движении:
— Современное школьное образование вошло в какую-то странную стадию бесконечного реформирования, — размышляет она. — На этом тернистом и далеко не бесспорном пути утрачиваются многие школьные традиции, а новые как-то не приживаются. Ребята испытывают дефицит общения. Их вниманием все больше завладевают телевизор, виртуальный мир компьютерных игр, улица. Современные дети очень рано становятся практичными реалистами. Наверное, в этом есть свои плюсы. Но всегда ли у ребенка есть возможность съездить с родителями за город, испытать восторг от природы, послушать пение птиц, шум ручейка, полюбоваться звездным небом, да и просто задуматься об этом мире и своем месте в нем?
Занимаясь внеклассной работой по геологии, я никогда не ставила задачи «поставлять геологов». Для меня гораздо важнее было научить детей любить природу, понимать ее, беречь. Только участвуя в общем, интересном деле, ребенок может научиться понимать, что такое порядочность, взаимовыручка, научиться преодолевать трудности, радоваться успехам других, стремиться к совершенствованию.
Геологическому кружку нашего лицея более двадцати лет. Нам повезло, что создавался он не на пустом месте. Благодаря стараниям замечательного учителя географии Лидии Павловны Черкаускене в школе имелась хорошая коллекция минералов и горных пород. Потом нам большую помощь в пополнении коллекции, в специальной литературе оказали геологи Вадим Михайлович Ярошевич и Владимир Николаевич Титенков. Именно благодаря стараниям старших в 1988 году состоялось самое знаменательное событие в жизни кружка — экспедиция на место падения Тунгусского метеорита.
С увеличением коллекции остро встала необходимость в помещении для хранения образцов. Директор школы Юрий Иванович Орлов выделил нам комнату, которую юные геологи обустроили: сами сделали ремонт, стеллажи для образцов, написали картины, оформили стенды. Теперь это не только хранилище камней, но и маленький школьный геологический музей, которым мы очень гордимся.
 
Парадокс, но геологии в программе школы нет!
Следует особо подчеркнуть, что среди состоявшихся геологов в крае немало выпускников детских геологических кружков. Например, кандидат геолого-минералогических наук Ольга Перфилова выросла на Урале.
— В геологию пришла через детский геологический кружок, — рассказывает она. — Наш руководитель не жалела ни времени, ни сил, кропотливо занималась с нами. Мы ходили в походы и объездили весь Урал, изучали его геологические особенности. Потом окончила Ленинградский государственный университет и приехала на работу в Красноярск. Мой муж тоже геолог, ведет детский геологический кружок в Академгородке. 
Пока дети были маленькими, работала младшим научным сотрудником в институте цветных металлов. Когда подросли, перешла в геологосъемочную экспедицию. Геологом-полевиком отработала более двадцати лет. Кстати, дети занимались у мужа в кружке, и хотя они не стали профессионалами геологии, при выборе профессии им пригодились полученные знания. Оба получили высшее образование. Так что мне интересно жить и работать.
И это действительно так. Вот уже многие годы Ольга Юрьевна активист детского геологического движения. Поэтому она не может равнодушно относиться к упадку в этом движении, который наблюдается в последнее время. 
— Нужно как-то изменить наши взаимоотношения с министерством образования края, — считает Ольга Юрьевна. — Там нас просто не воспринимают. При обращении наталкиваешься на глухую стену. Например, когда в Красноярске проводилась Всероссийская полевая геологическая олимпиада, мне, руководителю нашей команды, чтобы подписать заявку в министерстве образования, пришлось чуть ли не к губернатору обращаться. Нам прямо заявляют: нас геология не интересует, потому что такого предмета в школьной программе нет. Какой-то парадокс! 
Почему же в других регионах страны к детско-юношескому геологическому движению относятся внимательно и серьезно? В Челябинске, например, создан геологический лицей. В Перми организованы школьные геологические факультативы. В Екатеринбурге — специализированные геологические классы. Сейчас к этой работе подключились преподаватели горно-геологической академии. Не случайно на соревнованиях олимпиады  встречаем очень хорошо подготовленных детей. Мы пытаемся нечто подобное организовать на базе СФУ, но пока не получается. Помогаю вести детский геологический кружок в гимназии № 12. Спасибо директору за то, что нас пускают заниматься в кабинет географии.
Геология — такое интересное дело! Можно организовывать учебные геологические экспедиции в Хакасию, на рудники края, на Урал, Байкал…
 
Выправить ситуацию
Татьяна Юрьева, заместитель начальника отдела в Красноярском филиале ФГУ ТФГИ по Сибирскому федеральному округу и по совместительству педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДЭБЦ в Железногорске, представляет лучший детский геологический центр.
— При станции юннатов геологический кружок существует уже два десятка лет, — рассказывает Татьяна Егоровна. — Пожалуй, это единственная в крае хорошо оборудованная материальная база. А раньше сильные детские геологические центры были в Боготоле, Минусинске, в других городах края. Ежегодно в Красноярске проводились краевые очные детские геологические олимпиады. Для ребят постоянно организовывались учебные геологические экспедиции. Однако за последние годы многие традиции утрачены. Работать стало трудно.
Особенно болезненно переживают ситуацию ветераны геологии. Например, кандидат геолого-минералогических наук Борис Чесноков десять лет возглавлял горный факультет в институте цветных металлов, продолжает работать в Музее геологии Центральной Сибири, является постоянным членом организационного комитета по проведению краевых геологических олимпиад. Имеет очень большой опыт работы с детьми. 
— Сейчас мы наблюдаем снижение активности в детском геологическом движении, — считает Борис Павлович. — Резко сократилась география действующих центров детского геологического движения в крае. Исчезают кружки в Боготоле, Ачинске, Енисейске, Игарке. Это беда. Ничего хорошего в будущем для такого старейшего горнодобывающего района, каким является наш край, подобное отношение к формированию и воспитанию молодых специалистов не сулит.
Обладая громадным интеллектуальным потенциалом, мы не имеем возможности собрать педагогов-энтузиастов на сборы и консультации. Ощущается недостаток в методической подготовке руководителей. Нет планового методического руководства детским геологическим движением. Отсутствуют соответствующие пособия. А что будет завтра?
Геология — специфическая наука. Проблема профессиональной ориентации требует самого серьезного отношения специалистов. По моему глубочайшему убеждению, подготовительный этап должен проходить через массовое детское геологическое движение. Речь идет о предвузовской подготовке. Тогда ребята сами определятся в своих пристрастиях и способностях. А что мы сегодня наблюдаем в жизни? Массовый отсев студентов на втором курсе. Ребята сходят в геологический маршрут, поедят из общего котла, и от романтики не остается и следа. Уходят.
Прежде ребят из геологических кружков направляли в учебные экспедиции, где они собирали интересующий их материал. Исследовали его в естественных условиях.  Когда наступала пора определяться с профессией, ребята, прошедшие школу юного геолога, осознанно делали свой выбор. Пока не поздно, необходимо как можно скорее выправить ситуацию.
Анатолий КАСАТКИН 

 


КСТАТИ

 

Проблемами развития детско-юношеского геологического движения  заинтересовалась министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Елена Вавилова. Она неоднократно встречалась с ребятами, беседовала с ними. Главная задача, по ее мнению, заключается в создании четкой, конкретной программе действий. Безусловно, это настраивает на оптимизм. Хочется верить, что наш край по-прежнему будет находиться в числе лидеров подготовки профессиональных геологов. И задачи по освоению богатейших недр региона будут успешно реализованы в жизни. На этом пути мелочей нет. 

 
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 180 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru