Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

НЕВОСТРЕБОВАННАЯ ЗЕМЛЯ

Отсутствует концепция управления землями сельскохозяйственного значения.

На заседании комитета по природным ресурсам и экологии острую дискуссию вызвало заключение Счетной палаты по результатам проверки использования земель сельскохозяйственного назначения

 

Первая проверка эффективности государственной поддержки использования сельскохозяйственных угодий в крае была проведена еще в 2006 году. Уже тогда был установлен ряд существенных недостатков: неполнота использования земельных ресурсов (из них треть пашни), 36 процентов из которых (в том числе 44 процентов пашни) были отнесены к нарушенным (деградированным) землям; низкий уровень применения минеральных удобрений, следствием которого выступал вынос питательных веществ почв и снижение урожайности; сокращение посевных площадей.

Вопросы использования сельскохозяйственных угодий, повышения плодородия и охраны земель при формировании основных направлений государственной поддержки не увязывались с производством сельскохозяйственной продукции, необходимой для государственных и муниципальных нужд. Программы повышения плодородия почв, несмотря на выделение средств краевого бюджета на их разработку, не принимались и, соответственно, не реализовывались.

К сожалению, в чем депутаты и убедились на заседании комитета, большинство из указанных недостатков обнаружено и в ходе текущей проверки. Это указывает на продолжающееся снижение интереса органов власти края к земле как средству производства в сельском хозяйстве.

Непрекращающийся процесс перевода земель сельхозназначения в другие категории происходит в основном за счет наиболее ценных продуктивных участков. Массовый характер получила передача земельных участков в фонд перераспределения при ликвидации сельскохозяйственных предприятий. При этом трансформация пахотных земель в необрабатываемые земли ухудшает фитосанитарное состояние прилегающих посевов. Наблюдается зарастание их сорной растительностью и древесно-кустарниковой порослью. Если формирование зрелых почв требует сотни и тысячи лет, то необратимая деградация или полное уничтожение почвы может произойти за несколько лет.

К сожалению, сегодня нет утвержденной на уровне края концепции и стратегии, определяющих позицию края по вопросам планирования использования земель сельскохозяйственного назначения. Отсутствует разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в крае. При этом большинство мероприятий в рассматриваемой сфере, включенных в различные целевые программы, носит фрагментарный либо незначительный характер, что приводит к бессистемному использованию бюджетных средств.

По мнению депутата Сергея Шахматова, курирующего вопросы земельных отношений в комитете по природным ресурсам и экологии, эмоциональное обсуждение доклада Счетной палаты вызвано тем, что проблема эта поднимается не один год, а воз и ныне там.

— Все это длится с тех времен, — говорит депутат, — когда мы в 2007-2008 годах утвердили ряд программ по инвентаризации земель сельхозназначения, по оформлению и постановке на учет невостребованных земельных долей. Мы собираем земли, как крупинки, по всему краю, которые брошены, неистребованы, и возвращаем их в государственную собственность. Но что делать дальше с этим немаленьким ресурсом, никто не знает. С точки зрения здравого смысла профильное министерство сельского хозяйства должно определять какие-то ориентиры, однако от них мы не получали за два с лишним года ни одного предложения на эту тему. Мы собирали по этому поводу «круглый стол» в мае прошлого года, где предложили свою концепцию управления земельными ресурсами, и не только сельхозназначения. Ноль реакции. Мы провели координационный совет по местному самоуправлению совместно с комитетом по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества в Назаровском районе. Присутствовали и представители министерств. Говорили о многом. Что же нам делать с невостребованной землей? Как нам сделать так, чтобы вовлечь в оборот побольше земельных участков? Что необходимо, чтобы из года в год не терять сотни гектаров высококлассной и высокоподготовленной пашни? Опять ответа не последовало. У нас есть понимание ресурса, а вот политики, концепции управления этим ресурсом, куда бы входили вопросы мониторинга, муниципального контроля, условия, при которых земля сдается и кому в первую очередь, — этого нет. По итогам сегодняшнего заседания комитета мы приняли решение написать официальное письмо председателю правительства и рекомендовать в кратчайшие сроки разработать концепцию управления земельными ресурсами, а актом правительства края обозначить полномочный орган, который будет дальше реализовывать эту политику. Может, это будет и не министерство сельского хозяйства. Земля сельхозназначения не вся является пашней. Есть какие-то луга, пастбища, охотничьи угодья, водоемы. Необходимо общекомплексное понимание, как использовать эти земли. Например, что-то отдать под туризм, что-то под охоту, что-то нашим сельским труженикам.

Пресс-служба Законодательного собрания Красноярского края

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 407 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru