Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ЗАКОН, БЮДЖЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

О реализации направлений экологической политики в крае корреспондент

«НК» беседует с председателем комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Александром Симановским.

— Александр Алексеевич, два года назад были приняты основные направления экологической политики края на 2009-2011 годы. Каковы результаты?

— Прежде всего, нам удалось сохранить, несмотря на экономический кризис, все ведомственные целевые программы ресурсно-природоохранного блока. Осуществляются программы «Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009-2011 годы», «Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно-опасных объектов на 2010-2012 годы».

Разрабатывается совместно с министерством природных ресурсов и лесного комплекса краевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами. Во всем мире ТБО считаются не мусором, а товаром. И нам надо отходы не закапывать в землю, где они гниют и загрязняют окружающую среду, а перерабатывать. Для этого строить предприятия.

Необходимо, чтобы в Красноярске был крупный мусороперерабатывающий завод. В городах поменьше — мусоросортировочные заводы. Чтобы в поселках и деревнях стояли мусорные баки — двойного, тройного назначения — для разных видов отходов. С тем чтобы организованно собирать эти отходы. Не тратить бюджетные средства на уборку свалок, закапывание денег в землю, а цивилизованно перерабатывать и получать доход.

Край располагает мощной водной артерией — Енисеем. Несмотря на это, обеспеченность населения чистой питьевой водой стоит весьма остро. Ждем принятия федеральной целевой программы «Чистая вода». Пока ее нет, но действует другая целевая программа по линии ЖКХ — и средства федерального бюджета наряду с краевыми используются на строительстве очистных сооружений и водозаборов.

Летом совместно с депутатами Государственной думы провели «круглый стол» по воде. Получили поддержку комитета по природным ресурсам Госдумы — при принятии «Чистой воды» край попадает в эту программу. Кроме того, мы внесли поправки в эту программу. В регионах, где есть мощные водоисточники, как наши сибирские реки, должны быть отдельные программы — «Чистый Енисей», «Чистая Ангара», направленные на улучшение экологии акваторий водных объектов. Это тем более актуально, что на наших великих реках строятся ГЭС, по берегам возводятся промышленные предприятия.

— Красноярский край становится лидером инвестиционных проектов в стране.

— Основная позиция депутатов — чтобы новые предприятия создавались с учетом экологических требований. В прошлом предприятия строились, как КрАЗ, — об экологии никто не думал. Теперь завод загрязняет весь город. Чтобы исключить подобную ситуацию, на промышленных производствах должна предусматриваться надежная экологическая защита.

— У нас это реально?

— Когда обсуждался проект целлюлозно-бумажного комбината по программе освоения «Нижнего Приангарья», состоялись публичные слушания. После слушаний группа жителей Богучанского района направилась в Германию, где подобный завод, расположенный вблизи города, выдерживает все параметры экологической чистоты.

Технологически обеспечить чистоту среды возможно. Но здесь многое зависит от человеческого фактора, людей, работающих на предприятии, в контрольных органах. Инспектор из той же федеральной структуры может подписать или не подписать ту или иную бумагу. Мы, депутаты, не можем на него повлиять, не несем за это ответственности. Но мы можем, отвечаем за принятие такого закона, который бы не позволял открывать на территории края предприятия, приносящие вред окружающей среде.

— Ваш комитет разрабатывает экологический кодекс края.

— Создана рабочая группа из депутатов, юристов Законодательного собрания, представителей министерства природных ресурсов и лесного комплекса, СФУ, которые уже год занимаются этим законопроектом. Что подвигло нас на этот, считаю, принципиально важный шаг?

В разных федеральных законах содержится много норм по экологии, содержатся они и в постановлениях правительства Красноярского края, регламентирующих эту деятельность в регионе. Законы разрозненны, несовершенны, а нужен единый действенный правовый документ, который бы юридически организовывал всю экологическую ситуацию в крае.

Подобное происходило с принятием земельного кодекса. Раньше по земле было 15 законов, а теперь действует один главный — о регулировании земельных отношений в Красноярском крае.

Разработка экологического кодекса — дело тяжелое. До красноярцев в двух субъектах РФ предпринимались попытки создать такие законопроекты. Но вышли они сырыми, «сдвинутыми» либо в сторону природоохраны, либо недропользования.

В рабочей группе было много споров. Одни говорили: есть краевой закон об охране окружающей среды — давайте внесем туда поправки, и все. Другие возражали: данный закон не регламентирует всех вопросов экологии. В итоге мы отказались вносить поправки в 5-6 старых законов и решили написать новый, один. Теперь все члены группы убеждены: краю необходим свой экологический кодекс.

— Как известно, большая часть полномочий в области природоохраны и природопользования приходится на уровень федерации, и многие законодательные, подзаконные акты вообще не прописывались в крае.

— В том-то вся проблема. В федеральном законодательстве идут большие изменения, и депутатам на уровне края приходится постоянно делать поправки в десятках статей десятков законов. При разработке экологического кодекса это происходит как бы само собой. А главное — кодекс позволяет установить экологические нормы края исходя из территориальных особенностей. Это относится не только к воздуху — такой закон об охране атмосферного воздуха в крае принят, но и воде, почве, всем составляющим природной среды. Когда такой основополагающий закон мы создадим, и он будет принят — под него должна быть подведена правовая база в крае, приняты порядки, позволяющие данный закон соблюдать. Тогда появятся дополнительные требования к природопользователям, недропользователям, жителям края. Но природа, состояние окружающей среды от этого только выиграют.

Это инновационная идея — экологический кодекс. Дело трудное. Но у нас тесный контакт и понимание с правительством, министерством природных ресурсов и лесного комплекса края — мы всегда идем друг другу навстречу. Стремимся создать не мертворожденный документ, а нормальный закон, который бы работал на пользу жителей нашего края.

В декабре планируем представить проект закона на обсуждение «круглого стола» с участием специалистов, общественности. После этого передадим его в органы местного самоуправления, природоохранные структуры. Наш законопроект будет рассматриваться в министерстве юстиции, органах прокуратуры. И если получит «добро» и будет окончательно принят, я, как депутат, могу считать свою миссию выполненной. Потому что это жизненно важный закон, на многие десятилетия вперед — для людей, Красноярского края.

— В последнее время и президент России, и губернатор края делают заявления по улучшению качества жизни населения. Состояние окружающей среды как раз характеризует это качество жизни.

— Экологию, состояние окружающей среды принято критиковать. Но в ее улучшении мы должны исходить из бюджета и законодательной базы.

Говорим, к примеру: вокруг озер, где рыбачат и отдыхают люди, мусор и грязь. Порядок здесь регламентируется не краевым, а федеральным законодательством. Полномочия относятся к местному самоуправлению, административному кодексу. Но мы живем в крае, а значит, должны создать такую законодательную базу, которая бы понуждала, учила людей жить в чистоте.

Сейчас, например, наш комитет по природным ресурсам и экологии выходит с поправкой в бюджет края на 2011 год — мы ставим вопрос о выделении средств на создание 20 дополнительных постов наблюдения под Норильском, Ачинском и в Красноярске.

Экологическую ситуацию можно корректировать законом. Важно, чтобы этот закон работал. Я, как депутат-одномандатник, часто бываю в своем округе — Мотыгинском, Богучанском, Кежемском, Абанском, Тасеевском, Северо-Енисейском районах. На встречах с избирателями стараюсь выяснить, когда люди говорят о трудностях и недостатках, — что нужно предпринять, чтобы работал тот или иной закон.

Принятый закон о регулировании земельных отношений в крае, актуальный для моего округа закон о переселении из зоны затопления Богучанской ГЭС мы, депутаты, отслеживаем, вносим поправки. Наша позиция — закон нужно не только принять, но и контролировать, чтобы он реально работал для людей.

— Александр Алексеевич, какие направления экологической политики станут приоритетными в 2011 году?

— Основные приоритеты — доработка и принятие экологического кодекса Красноярского края и целевой программы по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Продолжим работу над целевой программой по сбору и переработке дикоросов. На первом этапе немало сделано по данному направлению. Но появились новые факты, соответственно, новые подходы к программе.

Проблема уже не в том, что жителям некуда сдавать дикоросы, а в том, что некому их собирать.

Такая же ситуация в Томской области, куда мы ездили за опытом, хотя томичи — лидеры по сбору и переработке дикоросов в России. Они нашли хороший выход, и мы стоим на том же пути — необходимо лицом повернуться к дачнику, туда направлять дополнительные средства.

Но у депутатов при этом позиция — не распылять бюджетные средства, а создавать такую инвестиционную политику, которая бы заинтересовывала, позволяла приходить инвесторам. Строить предприятия по переработке плодоовощной продукции, создавать систему ее хранения, закупки, продажи.

Аналогичная практика в крае есть, когда с принятием антикризисного пакета нормативных актов для лесной отрасли эта отрасль не только сохранена, но и поднята на новый экономический уровень. По лесным делам Красноярский край — лидер в России.

Программа по дикоросам будет пересмотрена в том же плане — с учетом предоставления налоговых, других льгот для желающих заняться переработкой местных овощей и фруктов.

Красноярский край становится площадкой, привлекательной для инвестпроектов в масштабах России. Наряду с промышленным развитием мы, сибиряки, должны помнить о главном своем богатстве — природе, ее ресурсах. Обеспечить разумное их использование, сохранение не только на день сегодняшний, но и день завтрашний.

Надежда КОЗЛОВА

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 182 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru