Перед началом лесозаготовительного сезона в Красноярске прошла конференция, посвященная предупреждению и выявлению нарушений в области лесных отношений и усилению мер по борьбе с незаконной заготовкой древесины на территории края.
В ней приняли участие представители службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, ГУВД, прокуратуры, Законодательного собрания и лесоустроительного предприятия.
По данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Красноярскому краю, за 10 месяцев 2010 года органами внутренних дел было выявлено 637 преступлений, связанных с незаконной порубкой деревьев. В суд направлено 275 уголовных дел, по которым привлечено к ответственности 337 человек.
Удалось возместить нанесенный природе и государству ущерб в размере более 29 миллионов рублей. А этот ущерб, по оценке службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, составил за те же 10 месяцев свыше 350 миллионов рублей.
Руководитель службы Юлия Воронова пояснила, что у более чем половины (в 365 случаях) поступивших сообщений на сумму 200 миллионов рублей пока виновника обнаружить не удалось. Опыт предыдущих лет показывает, что в таких случаях, когда нарушитель не пойман с поличным и при участии милиции, браконьера с бензопилой или того пуще, на лесовалочной машине, обнаружить так и не удастся.
Дело в том, что лес, государственный лесной фонд, оказался беззащитным перед «черными лесорубами» и не менее опасными перекупщиками краденого леса. Как пояснил Леонид Арламенков, и.о. начальника УБЭП ГУВД по Красноярскому краю, основным потребителем незаконно заготовленной древесины попрежнему остаются граждане Китая, скупающие кругляк прямо на железнодорожных тупиках. Общий оборот теневого лесного рынке составляет около 60 тысяч кубометров в год. Это вроде бы немного, всего лишь полпроцента от годового объема заготовки древесины в крае, однако ущерб от этого рода деятельности оценивается в кругленькую сумму 200 миллионов рублей.
Однако тупик или станция — это последнее звено в цепочке преступного бизнеса. Воровство древесины начинается в таежной глуши, а нередко и рядом с населенным пунктом. Много разных причин подвигает браконьера к незаконному промыслу. Но в первую очередь соблазняет возможность легко уйти от возмездия. Жители лесных районов видят, что лесники, веками охранявшие свои обходы и мастерские участки, в одночасье ликвидированы как класс. А нынешний лесничий без подчиненных лесников и мастеров, к тому же лишенный статуса государственного инспектора лесной охраны, никакой теперь не страж порядка и имеет право только сообщить в милицию об орудующих в его ведомстве подозрительных людях. Немного сил и возможностей и у краевой службы по контролю в сфере природопользования.
— У нас в штате числится 38 государственных инспекторов, — сообщила Юлия Воронова, — на каждого из них приходится свыше четырех миллионов гектаров подконтрольной площади лесного фонда и 345 единиц лесопользователей, то есть малых, средних или крупных предприятий лесного комплекса края. Этого явно недостаточно для организации плотного контроля в лесном хозяйстве региона.
Правда, добавила Юлия Анатольевна, с нового, 2011 года численность службы утроится и соответственно в три раза снизится нагрузка на одного инспектора, и эффективность контролеров обещает возрасти в разы.
А пока остается уповать на деятельность милиции и краевой межведомственной комиссии и оперативных групп в районах. В них по традиции входят работники лесничеств и сотрудники райотделов УВД. Основной метод борьбы — проведение совместных рейдов в местах работы лесопользователей, на путях транспортировки древесины и вероятных точках незаконных рубок. Всего за 10 месяцев текущего года проведено свыше тысячи подобных акций, каждая из которых, как правило, прорабатывается заранее.
— В таких случаях, остановив подозрительный лесовоз с грузом, мы просто предлагаем водителю вернуться к тому месту, где его загрузили, — рассказывает Леонид Арламенков. — Как правило, приезжаем туда, где орудует бригада «черных лесорубов». В текущем году нами изъято 89 орудий преступления и 86 единиц лесозаготовительной техники.
Регулярно проводятся комплексные проверки на железнодорожных тупиках по соблюдению таможенного, миграционного и налогового законодательства. Обнаружено такое вопиющее нарушение закона, как заполнение таможенной декларации на пустые вагоны. То есть, имея на руках вывозные липовые документы, скажем, на дрова, можно смело грузить деловой лес, не утруждая себя оплатой вывозной пошлины. Кроме того, обнаружены и выдворены за пределы страны 92 иностранца, незаконно работавших в лесной отрасли. Под особым контролем находятся крупные инвестиционные проекты, напомнил Леонид Анатольевич. Так, по результатам оперативнорозыскных мероприятий УБЭП ГУВД выявлены факты хищения денежных средств в сумме 24 миллионов рублей, выделенных на строительство завода по производству большеформатной фанеры в Сосновоборске.
Как известно, с 2007 года в крае в борьбе с лесным криминалом стала интенсивно использоваться авиация. С участием вертолета в текущем году проведено 9 оперативнопрофилактических авиарейсов, в результате которых выявлено 19 преступлений, изъято 17 единиц лесной техники.
Проводятся испытания четырех недавно приобретенных беспилотных летательных аппаратов. С их помощью с высоты 200 метров и на расстоянии 25 километров в округе можно вести качественную видеосъемку.
Но больше всего, конечно, видно из заоблачных космических высот.
— Мы уже два десятка лет работаем с материалами космической фотосъемки, — рассказывает директор филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» Виктор Скудин. — Под постоянным контролем находится 70 процентов лесопромышленной зоны Восточной Сибири. По снимкам из космоса легко обнаруживается динамика изменений в лесном фонде, в том числе связанных с такими нарушениями лесного законодательства, как незаконные рубки, выходы за границы отведенных лесосек. Если коротко, то масштабы лесонарушений не уменьшаются. В последнее время они все чаще обнаруживаются на участках, переданных в аренду в рамках крупных инвестиционных проектов. Огромные территории с миллионами кубометров расчетной лесосеки пока не осваиваются в заявленных объемах, зато там простор для криминала.
И органы милиции, и прокуратура, и служба контроля, и, конечно же, работники лесного хозяйства многого ждут от наших думских законодателей. Оказывается, для юристов не существует даже такого понятия, как «незаконная рубка» и соответствующего положения. Нет четкого порядка проведения освидетельствования лесосек после проведенной заготовки древесины. Слишком узок круг должностных лиц органов государственной власти здесь, на местах, которые облечены правом рассматривать административные дела в сфере лесных отношений.
Правда, участвовавший в конференции председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Красноярского края Александр Симановский сообщил, что он вместе с коллегамидепутатами уже направил в Госдуму пакет предложений с соответствующими поправками в Лесной и Административный кодексы Российской Федерации.
Геннадий МИРОНОВ.
Фото автора Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}