Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

НАМ ПОМОЖЕТ ЗОЛА

Отходы угольных котельных и ТЭЦ
— подходящий материал для отсыпки карьеров и выработок,
горящих свалок и полигонов бытовых отходов
.Еще с прошлой весны, когда задымил лигнин на полигоне Канского биохимического завода, возникла проблема ликвидации возгорания. Власти края и природоохранная прокуратура уделили бедствию особое внимание. И вот наконец решение найдено. Полигон, на котором за полвека эксплуатации скопилось 2,5 миллиона тонн лигнина, будет тушиться золой с Канской ТЭЦ.
Гидролизный лигнин — природный полимер и при горении выделяет такие вредные вещества, как бензапирен, формальдегид, сернистый ангидрид. Чтобы нейтрализовать, засыпать 20 гектаров дымящихся залежей, нужен не только доступный, дешевый, но и безопасный материал. Всем этим требованиям отвечают золошлаковые смеси. Попадают они в отвалы с закончившимися химическими реакциями, растворяются атмосферными осадками, не загрязняют подземные воды. На полигон Канского биохимзавода предстоит завезти 100 тысяч тонн золы, которая перекроет доступ воздуха и блокирует горение лигнина.
После совещания в правительстве края по Канскому полигону руководством района начали применяться необходимые меры. Разрабатывается технико-экономическое обоснование работ по пожарной безопасности полигона, готовится конкурсная процедура по выбору подрядчика. Не остается в стороне и руководство ОАО «Енисейская ТГК». Соответствующие договоренности на поставку золошлаковых отходов с Канской ТЭЦ, что принадлежит компании, достигнуты. На этом взаимоотношения руководства ТГК и района не заканчиваются.
В тушении и дальнейшей реконструкции полигона будет использован опыт Иркутской области. Коллеги красноярских энергетиков в иркутской территориальной генерирующей компании создали свою систему по переработке золошлаковых материалов. На ТЭЦ параллельно с выработкой электрической и тепловой энергии идет производство цемента, других строительных материалов — с включением золы и шлаков. Стройматериалы поставляются не только на рынок Иркутской области, но далеко за ее пределы. Иркутяне успешно освоили технологии применения золы и шлаков на отсыпке дорог, полигонов бытовых отходов, рекультивации карьеров, тушения горящих свалок, хранилищ опилок и лигнина. Этот опыт руководство Енисейской ТКГ стремится перенять и применить в крае. Компания выступает застрельщиком и главным заинтересованным лицом использования золошлаковых отходов в регионе. Это обусловлено исчерпанием не только действующих золоотвалов, как на Красноярской ТЭЦ-1, но и экономическими соображениями.
Содержание золоотвалов, экологические платежи обходятся в сотни миллионов рублей. При разумном подходе к золе как сырью это могло бы принести немалые доходы. И не только компании, но и предприятиям малого и среднего бизнеса. Решить острый вопрос с самым значительным по объемам видом отходов в городе и крае.
Утилизацией золошлаковых отходов угольных котельных и ТЭЦ всерьез занялся созданный при администрации Красноярска кластер «Охрана окружающей среды и утилизация отходов». Здесь объединились управленцы, ученые, руководители предприятий теплоэнергетики, строительства, производства цемента. Они нарабатывают опыт использования золы и шлаков.
Хотя для Красноярска использование золы дело не новое. Над технологиями и проектами в 60-х годах работали ведущие проектные и строительные объединения. Свои цеха строительных материалов, где использовались зольные отходы, имели «Красмаш», завод СК, Красноярский судостроительный и другие. Четыре десятка лет стоят возведенные из этих материалов производственные и жилые здания в районе телевизорного и фармацевтического заводов, «Красмаша».
Развитие новой отрасли затормозила перестройка. Но, видимо, то, что жизненно важно и необходимо, рано или поздно вновь начинает пробивать дорогу. К уже имеющимся «вечным запасам» в 15,5 миллиона тонн золоотвалов ежегодно добавляется 300 тысяч тонн.
В последние годы наметилась тенденция к уменьшению этого запаса. В 2007 году с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 было передано потребителю для использования 3 процента золошлаковых отходов, в 2008 году — 9 процентов и в 2009 году — 10 процентов.
Однако до полного использования потенциала золы и шлаков далеко, несмотря на успешно работающие и развивающиеся в Красноярске строительные фирмы «Атлантида», «Агат» и Красноярский цементный завод. Сухая зола красноярских ТЭЦ отгружается на производство строительных пенно— и газоблоков, брусчатки, асфальта в Новоалтайск, рубероида и кровельных материалов — в Юргу.
Сдерживает включение ЗШМ в строительство и другие отрасли, как отмечалось на последнем заседании кластера «Охрана окружающей среды и утилизация отходов», отсутствие на ТЭЦ технологий переработки золы и шлаков в готовый продукт, который бы отвечал СНиПам и ГОСТам. Красноярские золы неоднородны, нестабильны по составу и нуждаются в доработке. Необходимой инфраструктуры для этого нет, как нет и обязательных государственных технико-экономических законодательных документов и стимулов на включение зол в хозяйственное применение. Отсутствует комплексная программа использования золошлаков с участием министерств и ведомств.
Настанет пора, и производственники Красноярска пойдут тем же путем, что в Иркутске, Омске, Новосибирске, не говоря о фирмах Польши и Германии, освоивших почти полное использование золы и шлаков как заменителей природных ресурсов. Создание новой отрасли в перспективе, а отходы угольных станций можно и нужно использовать уже сейчас.
— В поисках альтернативных способов хозяйственного применения золошлаков наиболее реальным представляется рекультивация карьеров и выработок, вертикальная планировка территорий, тушение горящих свалок, хранилищ лигнина и опилок в качестве изолирующего материала на полигонах бытовых отходов, — сказал на заседании кластера начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «Енисейская ТГК-13» Дмитрий Стародубцев.
Это направление в деятельности компании иллюстрирует пример востребования золы на полигоне Канского биохимического завода. Учитывая, что аналогичная ситуация характерна для Березовского района, компания намерена выйти с предложением применения обезвоженных шлаков ТЭЦ-1 для ликвидации возгораний и рекультивации свалок лигнина близ краевого центра.
Начаты переговоры в департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска по рекультивации с применением ЗШМ бывшего полигона «Сибтяжмаша» на Кузнецовском плато. После оформления правоустанавливающих документов будет разработан проект рекультивации нарушенных земель. Подобная работа планируется по земельному участку, примыкающему к правобережным очистным «Краскома» в Березовском районе. Согласование на выполнение этих работ в администрации района получено, формируется землеустроительное дело.
Зола — самый подходящий материал для восстановления нарушенного ландшафта, и этим нельзя пренебрегать.
Надежда КОЗЛОВА
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 375 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru