Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Свежий номер: № 41-42 (922-923) от 9 ноября 2017 г.

ОХОТА ПО НОВОМУ ЗАКОНУ

С 1 апреля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с рядом нововведений, о которых рассказывает руководитель службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края Анатолий Шкляев.

— Анатолий Васильевич, насколько важно и своевременно принятие этого закона?

— Охота — один из древнейших видов пользования животным миром, приоритетная и традиционная для России форма природопользования. Для значительной части сельского населения, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лиц, постоянно проживающих на этих территориях, охота является традиционным образом жизни, основным источником дохода.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 апреля 2010 года, а ряд пунктов и статей 1 июля 2011 года. Хочу подчеркнуть, что это первый законодательный документ в России после Закона Российской Империи «Об охоте» 1892 года.

Разработка закона 209-ФЗ была вызвана, с одной стороны, необходимостью восполнения пробела в российском законодательстве и приведения отношений в сфере охраны, воспроизводства и использования охотничьих ресурсов в соответствие с изменившимися политическими, экономическими и социальными реалиями — с другой. В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О животном мире» охота отнесена к одному из видов пользования животным миром.

Согласно статье 41 этого же закона отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе Закона отдельным специальным федеральным законом, которого ранее не было, и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Отношения в области охоты регулируются помимо Закона 52-ФЗ рядом нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Отношения по ведению охотничьего хозяйства находятся вне рамок правового регулирования даже на подзаконном уровне.

В результате анализа законодательства выявлено, что в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства действует несколько сотен подзаконных актов, изданных органами госвласти СССР, РСФСР и РФ с 1932 года. Указанные нормативные акты не систематизированы. Отсутствие специального федерального закона заставляет субъекты РФ принимать собственные нормативные акты, нормы которых нередко противоречат федеральному законодательству, затрагивают вопросы исключительного ведения РФ.

Федеральный закон № 209-ФЗ распространяется на широкий круг субъектов: во-первых, на Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице их органов; во-вторых, на юридических лиц, в том числе общественные организации охотников; и, наконец, на физических лиц: граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Закон не устанавливает новые права и обязанности участников отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, а лишь конкретизирует и развивает положения ранее упомянутого Федерального закона «О животном мире» с учетом изменений земельного, лесного, водного и гражданского законодательства.

— Если коротко, в чем суть и содержание закона?

— Закон раскрывает основные понятия, которые ранее не имели единообразного толкования, такие, как охотничьи ресурсы, охотничье хозяйство, услуги в сфере охотничьего хозяйства, продукция охоты, и другие. Закон содержит нормы, которые определяют объекты охоты, устанавливают порядок осуществления права на занятие охотой, регулируют экономические отношения в сфере охотничьего хозяйства.

Законом также определены меры контроля и надзора в сфере охоты, мероприятия, осуществляемые в целях сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, и регламентирован порядок их проведения. Установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Определены подзаконные нормативные правовые акты, которые в целях конкретизации норм Закона должны быть изданы Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ.

— Вы сказали, что закон распространяется на широкий круг лиц и, прежде всего, затрагивает интересы населения. Что нового принесет закон жителям нашего края?

— В соответствии с Законом могут осуществляться такие виды охоты, как промысловая охота, любительская и спортивная охота, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

К понятию «охота» Законом отнесены также: охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания. Два последних вида охоты могут осуществляться только посредством отлова животных.

К охотничьим ресурсам, то есть к объектам животного мира, которые могут использоваться в целях охоты, Законом отнесены 51 вид млекопитающих и 39 видов птиц. Субъектам РФ предоставлено право относить к охотничьим ресурсам и другие виды млекопитающих и птиц, за исключением занесенных в Красную книгу РФ или в красные книги субъектов РФ.

Охотничьи угодья подразделяются на охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Законом (закрепленные охотничьи угодья), и охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20 процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.

— Давайте рассмотрим тему охотничьих угодий подробнее. Основной новеллой Закона являются нормы, регламентирующие проведение аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения. В чем суть нововведения? Каким образом теперь будут закрепляться охотничьи угодья? Что будет с охотпользователями, которые давно имеют долгосрочные лицензии?

— В целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются специальные соглашения — охотхозяйственные соглашения — на срок от 20 до 49 лет.

Необходимо отметить, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения.

По этому соглашению одна сторона (юридическое лицо или ИП) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта РФ) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Примерная форма такого соглашения будет утверждена Минприроды России. Порядок организации и проведения аукциона подробно регламентирован статьей 28 Закона.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключить охотхозяйственное соглашение (или участник аукциона, сделавший предпоследнее предложение о цене, если победитель аукциона уклонился от заключения охотхозяйственного соглашения, либо единственный участник аукциона, если в аукционе участвовало менее чем два участника).

Средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения, подлежат перечислению организатором аукциона в доход бюджета субъекта РФ, на территории которого расположено охотничье угодье.

Теперь об охотпользователях, уже получивших долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира: это право сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Долгосрочные лицензии, действующие в настоящее время, не подлежат продлению.

Вместе с тем юридические лица, индивидуальные предприниматели — владельцы долгосрочных лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, закрепленных за ними без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, в случае если площадь территорий, переданных в пользование лицу или группе лиц, превышает максимальную площадь охотничьих угодий, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений.

Служба будет обязана заключить охотхозяйственные соглашения с указанными пользователями в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а охотпользователи при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья и площади соответствующего охотничьего угодья.

Ставка платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений будет установлена Правительством Российской Федерации.

— Наконец, самый актуальный вопрос: что же будет с охотничьими билетами, когда и где будет проводиться их замена и продление?

— В связи с передачей ряда полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира от Минсельхоза России в Министерство природных ресурсов РФ до 31 марта текущего года продление действия охотничьих билетов, выданных государственными органами, проводится должностными лицами Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю. Охотничьи билеты, выданные общественными организациями охотников и рыболовов, продлеваются в этих же организациях до 1 июля 2011 года.

С 1 апреля этого года выдачу, замену, продление и аннулирование охотничьих билетов будет осуществлять служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

С 1 июля 2011 года охотничьи билеты и членские охотничьи билеты, которые выданы до указанной даты и срок действия которых не истек, подлежат обмену на охотничьи билеты единого федерального образца, предусмотренные законом.

Данный охотничий билет будет выдаваться органом исполнительной власти субъекта РФ физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия.

Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр. Ведение указанного реестра определено законом как полномочие Российской Федерации, осуществление которого передано субъектам РФ. Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Структура и состав государственного охотхозяйственного реестра, порядок сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации, а также порядок ведения и обмена информацией устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

— Анатолий Васильевич, а что же с именными разовыми лицензиями, путевками? Закон изменяет что-то в этой области?

— Законом установлено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, за исключением некоторых отдельных случаев. Этот документ заменит именную разовую лицензию, которой устанавливается право на добычу конкретных объектов животного мира.

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а в закрепленных охотничьих угодьях — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях выдается природоохранными учреждениями.

Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных. В отношении остальных видов охотничьих ресурсов разрешение выдается на отлов или отстрел:

— конкретного количества особей, если установлен лимит их добычи;

— количества в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении данных видов не установлен лимит их добычи).

Таким образом, разрешение является основным документом, подтверждающим право на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных угодьях. Его стоимость определяется федеральными законами, что необходимо жестко контролировать во избежание незаконной «перепродажи» ресурсов, находящихся в собственности РФ.

Статьей 1 одной из целей ведения охотничьего хозяйства определено оказание услуг в этой сфере. В их состав включены услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, установленные соответствующими общероссийскими классификаторами.

Установлено, что охота в закрепленных угодьях осуществляется при наличии разрешения и путевки. Путевка — это документ, подтверждающий заключение договора об оказании охотпользователем услуг в сфере охотничьего хозяйства. Ранее сложившаяся практика установления стоимости путевок, исходя из затрат охотпользователя на ведение охотничьего хозяйства, отныне незаконна.

Из этого следует, что путевкой оплачиваются только реально оказанные охотнику услуги. Погашение общих издержек пользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение, может быть оспорено, а необоснованно завышенная стоимость услуг подлежит рассмотрению в соответствии с антимонопольным законодательством на общих основаниях.

— Типовые правила охоты в РСФСР и Правила добывания объектов животного мира продолжают действовать?

— До приведения в соответствие с Федеральным законом об охоте законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

 

Александр ПЕТРОВ

 

Поиск по сайту

Наши партнеры

 

Атмосферное зягрязнение

За период с 21 по 27 августа 2017 года в атмосфере города зафиксированы случаи превышения установленных гигиенических нормативов (ПДКм.р.):

Центральный район (ул. Сурикова, 54м): формальдегид — 6 случаев (1,10-1,44 ПДКм.р.).

Кировский район (ул. Кутузова, 92ж):

гидрохлорид — 1 случай (1,50 ПДКм.р.); формальдегид — 5 случаев (1,04-1,30). 

Ленинский район (ул. Бакинских комиссаров, 26д): формальдегид — 10 случаев (1,04-1,88 ПДКм.р).. 

Ленинский район (ул. Чайковского, 7д): формальдегид — 3 случая (1,02-1,22 ПДКм.р.

Значения мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения в г. Красноярске составили 0,1-0,17 мкЗв/час, что не превышает естественного для города гамма-фона.

В пунктах радиационного контроля, расположенных в 100-километровой зоне вокруг ФЯО ФГУП «ГХК», значения МЭД составили 0,07-0,18 мкЗв/час, что не превышает многолетних значений гамма-фона для этих пунктов.

Лидеры просмотров

Сейчас на сайте

Сейчас 124 гостей онлайн

О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru