Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Не видно даже звезд

Как случилось, что жители Красноярска стали заложниками его живописного ландшафтного расположения


Смотрю по новостям: то ли митинг, то ли пикет на площади Революции в связи с режимом «черного неба» в Красноярске. Что ж, есть у нас такое негативное явление, сотворенное доморощенным градостроителем. 

Требования у митингующих просто потрясающие: «Запретить в пригороде печи топить! Дым в город несет с окраин!». Правда, эти люди не знают, что летом печи не топят, а «черное небо» все равно над нами висит.

Доводилось ли вам видеть карьеры? В районе Кривого Рога — огромный железорудный.  Или в Мирном — по добыче алмазов. Там могучие самосвалы идут по серпантину и смотрятся со смотровой площадки как игрушечные. Слышен рев самолетных турбин: они проветривают воздух карьерных глубин, где еще взрывают породу.


Поднимитесь на Торгашинский хребет, и вашему взору откроется огромный карьер — каньон, в центре которого протекает могучий Енисей: не замерзающий, плотно парящий даже при сибирских морозах на сотню километров от Красноярской ГЭС. Его туман согревает округу на целых три километра по обоим берегам, в городе градуса на три-пять теплее, чем в том же Емельяново. И очень высокая относительная влажность — 60-70 процентов, а при высокой влажности — и повышенное атмосферное давление. 

Сами по себе эти два фактора крайне неблагоприятно действуют на здоровье человека, а если еще учесть быстрое растворение в воздухе автомобильных выбросов, то смог возникает мгновенно. Вот вам один из трех составных источников «черного неба» в сложившейся ситуации.

Город на Енисее имеет почти четырехсотлетнюю историю. Сама закладка острога именно в этом месте была обусловлена стратегическими обстоятельствами — противоборством с кочевыми племенами. Казаков дальше вверх по Енисею не пустили, и они облюбовали Красный Яр, построив здесь острог. 

Прокладка Великого Сибирского пути хотя и не слишком кардинально, но все же повлияла на городскую структуру. Уже в тридцатые годы прошлого века шли большие разговоры о перенесении центра города в другое место. Красноярск получил стихийное, бурное и по-своему рациональное развитие в годы Великой Отечественной войны. Окружающие деревни превратились в заводские рабочие барачные поселения. «Все для фронта, все для Победы!» 

А затем город целенаправленно трудился на послевоенное восстановление страны. Правда, менял и свое обличие, особенно после строительства Коммунального моста, связавшего краевой центр в единое целое.

Огромный урон экологии городу нанесло строительство Красноярской ГЭС и ее основного потребителя — завода алюминия, КрАЗа. Мало кто представлял, что самая крупная гидроэлектростанция того времени изменит столь сильно экологию города, и не только его одного. Нарушение режима водного стока такой реки, как Енисей, привело к изменению ледового режима в Северном Ледовитом океане и резкому росту температуры над океанским пространством. 

В силу постоянных холодных температур воды красноярцы лишились летнего отдыха на Енисее, а город получил морской климат взамен прежнего, резко континентального. Вернуть великую сибирскую реку в ее прежнее, природное состояние, заморозив в зимний период, равно как и создать пляжи летом, — на это не обнаружилось ни умных идей, да и денег для их реализации. 

Промышленный город оказался в сложном экологическом положении. И приемлемого решения не особенно и просматривалось.

По завершении злополучной перестройки перемены в городе произошли вообще кардинальные. Демократы по-своему воплотили лозунг: «Фабрики — рабочим!». Выдали всем ваучеры, и сотни три больших и малых предприятий исчезли с лица земли. Исчезли также и жилые заводские малоэтажные постройки.

В то же время освободившиеся площади стали бурно застраиваться высотными зданиями. А рассказывать о последствиях масштабного сооружения таких «свечек» в каньоне Енисея, я думаю, излишне. Ведь только ленивые люди сегодня не знают, почему в славном городе Красноярске не увидишь над головой даже звезд.

Геннадий ИВАНОВ,

действительный член Русского географического общества

Фото Андрея НИКОЛЬСКОГО

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 181 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru