Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Сказки про метеорит

Как справедливо отметил Геннадий Иванов в статье «Тайна XX века» («Наш край» № 27), на месте падения Тунгусского метеорита побывала не одна сотня исследователей

Каждая экспедиция придумывала свою версию событий. При этом в редких случаях обходилось без фантастики. А ларчик просто открывался. Таких метеоритов упало на Землю огромное количество, надо было только провести сравнительный анализ последствий каждого падения.

 

До 1972 года лишь на территории СССР и Китая не было следов падений метеоритов на Землю в прошлые эпохи. Мы знали только Палласово железо, Сихотэ-Алиньский и Тунгусский метеориты.

Но благодаря публикациям с 1972 года группы геологов под руководством В.Л. Масайтиса, кто хотел, тот узнал, что метеоритные кратеры были известны на всех континентах уже много лет или даже десятилетий.

В СССР подобная информация была запрещена по принципу «лысенковщины»: академики этого не видели, значит, этого не было. И нигде кратеры, подобные Тунгусскому феномену, не вызывали столько споров, как в случае события 1908 года.

Это привело к тому, что теперь уже сомнение вызывают любые публикации о Тунгусском метеорите. Недоумение вызывает и рассуждение Геннадия Иванова от ломаной траектории Тунгусского метеорита с отклонением от первоначального направления полета к северу на 30-40 градусов.

Я понимаю, что для определения параметров упомянутого в статье метеорита расчеты выполнены, может быть, на мощных вычислительных машинах, но здравый смысл подсказывает: исходные данные взяты с потолка.

Как 100 лет спустя определена высота взрыва метеорита? Откуда взялась энергия взрыва 10 в 24-й степени эрг (что соответствует 1017 джоулей) и 40 миллионов тонн тротила?

Для сравнения: сила взрыва третьего по мощности за всю историю изучения землетрясений в декабре 2004 года у острова Суматра оценивается в 2∙10 в 18-й степени дж. Эти события явно не одного порядка, но по выделенной энергии различаются всего лишь почему-то в десять раз.

Заметим также, что не могло длиться землетрясение, как пишет Геннадий Иванов, полтора часа. Самые мощные одиночные землетрясения длятся секунды. За это время сейсмические волны огибают планету несколько раз, если нет афтершоков.

В случае с Тунгусским метеоритом они исключены, так как удар был не из глубин. О землетрясениях моментально узнают сейсмики всего мира.

Тем более что никакого вещества (даже граммов) на Землю 30 июня 1908 года не упало. Каждый год в августе в стратосфере нашей планеты сгорают сотни метеоритов, просто 100 лет назад один из них чуть-чуть не долетел до Земли. Челябинский в феврале 2013 года долетел, сами видели. Вот и вся история. Там, где метеориты падали за последние 100 лет, их обломки и были найдены. Падали на нашу планету, как и на Луну, достаточно крупные космические пришельцы. От них остались астроблемы — метеоритные кратеры диаметром 100 и более километров, но и там обломков астероида не обнаружено.

Ниже приведена цитата из брошюры В.Л. Масайтиса «Попигайский импактный кратер», на изучение которого ВСЕГЕИ потратило не менее десяти лет.

«Событие произошло около 35,7 миллиона лет назад. Астероид, диаметр которого мог быть около 7 км, а состав отвечал, скорее всего, составу обыкновенного хондрита, сближался с Землей по наклонной траектории с северо-востока на юго-запад. Скорость соударения с поверхностными слоями может быть приближенно оценена в 20 км/с. … В первый момент своего образования Попигайский кратер представлял собой впадину диаметром около 100 км, окруженную пологим насыпным валом выбросов, в основании которого местами располагались блоки приподнятых и сдвинутых от центра местных пород» (стр. 24-25).

Обращает на себя внимание предположительность выводов по Попигайскому кратеру и категоричность — по Тунгусскому метеориту. Будто в тунгусской тайге установлена истина в последней инстанции.

Гений КАРПОВ, вулканолог

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 696 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru