Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Каждый из нас обязан

Экологическая экспертиза является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории нашего государства.

Однако в условиях стремительного развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других сфер жизнедеятельности человека все острее стоит проблема сохранения окружающей среды.

 

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Кроме того, положениями Федерального закона «Об экологической экспертизе» регулируются отношения в области экологической экспертизы, в том числе посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В Красноярском крае также действует закон «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае».

На первый взгляд, может показаться, что деятельность по охране окружающей среды — это обязанность соответствующих муниципальных и государственных органов. Однако не стоит забывать, что каждый из нас несет обязанность по сохранению благоприятного состояния окружающей природы.

Так, Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрена возможность проведения общественной экологической экспертизы по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями в целях установления соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней, а также может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизой имеется два существенных различия.

Первое — касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной, а государственная — обязательной.

Второе — касается особенностей юридической силы заключения общественной экспертизы, проявляющихся в необходимости его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключение общественной экологической экспертизы также учитывается комиссией государственной экологической экспертизы при подготовке своего заключения, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Процедуру осуществления общественной экологической экспертизы можно разделить на три этапа: государственная регистрация заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении; непосредственное проведение; формирование заключения и направление его субъектам, осуществляющим его утверждение. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы подается в орган местного самоуправления, который в семидневный срок со дня подачи обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

При проведении экспертизы общественные организации (объединения) имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, знакомиться с нормативно-технической документацией, участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

С помощью этого правового института население имеет возможность влиять на окружающую среду и принимать меры к ее защите.

Ольга РАБЫЧЕНКО,

старший помощник прокурора Центрального района

г. Красноярска

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 389 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru