Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

«КЛЕН» ГАСИТ КОСТРЫ

Печать PDF

Корреспондент «НК» побывал в рейде, который предотвращал лесные пожары.

То, что ровно две недели, с 10 по 23 июня, из-за лесных пожаров на всей территории края действовал  режим чрезвычайной ситуации, большинство жителей  как-то не заметили. Более того, о горящих где-то там, на Ангаре и дальше к северу лесах, обитатели центральных районов, где сосредоточено более половины населения нашего региона,  узнавали в основном из газет и теленовостей, и тревожиться им особо было не о чем.  Действительно, где пожары, а где они?

— Да просто потому, что рядом с краевым центром удавалось быстро справиться с лесными пожарами, — объясняет руководитель Красноярского лесничества Олег Кудрявцев. — Здесь вам не таежное Приангарье. Это там до пожара нужно лететь на вертолете, и счет утрат лесного фонда идет сразу на десятки гектаров. У нас же, если загорится хотя бы несколько соток лесного массива и мы вовремя не остановим огонь, то сразу поднимется повсеместный переполох, потому что рядом или близко живут люди. Поэтому мы ни на минуту не ослабляем бдительность и особенно начеку в дни чрезвычайной ситуации.

Горячее место — прибрежная зона

Красноярское лесничество особое. Все его без малого 200 тысяч гектаров лесов расположены вокруг мегаполиса с более чем миллионным населением. Большинство лесной территории — зеленая пригородная зона, летом, и особенно в  выходные, превращающаяся в места массового отдыха. А нынче лето началось как никогда рано, на две недели раньше обычного стартовал купальный сезон, и началось интенсивное движение маломерных судов по рекам и озерам, до обычного срока открылись базы отдыха и палаточные лагеря. 

Естественно, раньше загорелся и лес — люди постарались. Если в минувшем, относительно спокойном  году на территории лесничества за весь сезон было зафиксировано всего шесть пожаров, то нынче уже отмечено 14 очагов, в том числе один крупный. И это притом что еще не открылась навигация туристического сплава на Мане, или, как теперь говорят, рафтинга, когда сотрудникам лесничества и лесопожарного центра придется следить буквально за каждым костром. Иначе беды не миновать. 

Но это будет чуть позже, а пока самое горячее место на территории лесничества — прибрежная зона Красноярского водохранилища. В выходные до 100-150 разнокалиберных судов с отдыхающими на борту отчаливают от пирсов лодочных станций и яхт-клубов и уходят на волнистые просторы рукотворного моря. А потом высаживаются на берегах заливов для ночевок. А какая ночевка без костра? Как, впрочем, и рыбалка. 

— Кстати, от рыбаков мы меньше всего ждем пожаров, — продолжает Олег Анатольевич. — Особенно когда видишь уже знакомых любителей посидеть с удочкой на берегу — становится спокойнее. Это народ проверенный, они тут годами проводят свободное время в насиженных местах и стараются содержать их в чистоте и порядке. Но если мимо нас промчался незнакомый катер с веселой компанией на борту — обязательно надо отследить, куда причалит, где загулявшая молодежь решит заночевать. 

В лес, понятное дело, дрова не возят, на берегу топляка хватает. И костер разводят тут же, особо не задумываясь о соблюдении противопожарных правил. А огонь шуток не любит: чуть лишнего топлива бросил в костер, и вот пламя уже лизнуло хвою наклонившихся над берегом сосен, пожар пошел гулять по лесу. 

Большим благом для лесничества стали арендаторы. Тех, кто взял участки леса в аренду с целью заготовки древесины, — единицы, а таких, кто на долгие годы вперед берет лесную территорию для создания здесь базы отдыха, туризма, примерно полсотни. Они не хуже лесной охраны в оба глаза следят за порядком и не потерпят нарушителя рядом с собой, особенно если от него пойдет угроза пожара. И мусорить не позволят, знают, что брошенная стеклотара в жаркий сухой день может сфокусированным солнечным лучом поджечь сухую как порох лесную подстилку. 

Все это Олег Кудрявцев рассказывал мне на борту патрульного катера «Клен», который совершал очередной рейд вдоль берегов Красноярского водохранилища. Инспекционную группу  возглавляла руководитель службы по контролю в сфере природопользования  Красноярского края Юлия Воронова. В дни объявленного режима ЧС государственные инспектора по лесному контролю и надзору особенно бдительно несли свою вахту по всему региону.

— За время действия режима ЧС мы провели свыше 2,5 тысячи рейдов, составили около ста протоколов о нарушениях правил поведения в лесу, — рассказывает Юлия Анатольевна. — Жара и духота выгоняют людей из городов на лоно природы, и далеко не все умеют быть в ладу с ней. Приходится не столько наказывать, сколько разъяснять, что пребывание в зеленой зоне уже нарушение, а разжигать костры в такое опасное время граничит с уголовным преступлением. 

С обоих бортов катера хорошо просматриваются  берега. Вроде бы все спокойно, отдыхающие есть, но костров даже в бинокль не видать. Однако после сворота в один из заливов прямо по курсу на небольшом мыске обнаруживается тянущийся к небу столбик дыма. Двигаемся на него. 

Пока плывем, несколько моторных лодок отчаливают от берега и одна за другой проходят мимо нас. Подойдя поближе, видим двух парней, они невозмутимо наблюдают, как по трапу к ним спускаются государственные инспектора.

Представившись, показав удостоверения, стражи порядка поинтересовались у ребят, кто они такие и знают ли о запрете разводить костры вблизи лесного массива. Оказались студентами, выпускниками одного из престижных вузов Красноярска. Отдыхают на природе после защиты дипломных работ. О режиме ЧС слышат впервые. На просьбу самим погасить костер охотно откликнулись и имеющиеся документы — водительские права — для составления протокола представили. Началась нудная, но необходимая в таких случаях процедура составления протокола.

— Штрафы солидные, до трех-четырех тысяч рублей физическим лицам и 100-200 тысяч рублей, если нарушитель правил пожарной безопасности лицо юридическое, например, арендатор участка лесного фонда, — дополняет Воронова.— От поведения нарушителя зависит размер штрафа. Если человек понимает, что виновен, сам погасил костер, привел в порядок место, бывает достаточно провести беседу. 

И ретируются нарушители

Но чаще всего таких нарушителей инспектора штрафуют: слишком высока цена безответственного поведения в лесу, и необходимо, чтобы человек это прочувствовал. Во избежание недоразумений инспектора ведут видеосъемку и фотографируют место нарушения и самих нарушителей.  

Молодым людям выписали штраф, вроде бы небольшой, но ребята были весьма расстроены. Хотя, казалось бы, еще легко отделались, ведь не задержали, оставили продолжать отдыхать на берегу. 

Как сказать. Вроде бы небольшое приключение для них может аукнуться самым неожиданным образом. Как пояснил мне один бывалый нарушитель, в самый неподходящий момент могут взять и отказать в визе в Шенгенскую зону Евросоюза или в какую-нибудь страну, чьи миграционные службы внимательно отслеживают и вносят в базу данных всех, кто не в ладах с законом, особенно в сфере экологии. И такие случаи бывали. Мир тесен, когда он, как нынче, виртуальный. 

Больше в тот день оштрафовать никого не удалось. И это тоже неплохо, считает Олег Кудрявцев: 

— Если наш «Клен» или другое патрульное судно лесной охраны идет по водохранилищу, в бинокль можно увидеть, как один за другим гаснут костры на берегу и куда-то ретируются сидевшие возле него люди. 

И это тоже результат. Не поймали на месте преступления, не составили протокол — не беда, профилактика и предупреждение — тоже работа. Беду легче предупредить, чем, допустив, потом бороться с ней.

Геннадий МИРОНОВ. Фото автора 

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 393 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru