Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

РЕИНКАРНАЦИЯ ОТРАБОТАВШЕЙ ШИНЫ

Печать PDF

Большая часть старой авторезины попадает на свалки. Между тем при умелой переработке из нее можно получать 300 видов полезной продукции.

Не отходы, а сырье

Всем знакома картина дымящих костров из автопокрышек или вид старых шин, валяющихся вдоль дороги. Сколько такой отработанной авторезины образуется в Красноярске, точно сказать никто не может.

— Оценка образования подобных отходов в департаменте транспорта не проводилась, — констатировал на очередном заседании рабочей группы кластера «Охрана окружающей среды и утилизация отходов» заместитель руководителя этого департамента Анатолий Зуев. — Хотя известно, что в муниципальных и коммерческих автотранспортных предприятиях города ежегодно списывается порядка 10 тысяч шин.

Вследствие высокой стойкости к свету, кислороду, микробиологическим воздействиям они не разлагаются более 150 лет. Кроме того, скопление шин пожароопасно.

Несколько лет назад в микрорайоне Черемушки Красноярска горели старые свалки бывших заводов «Шинный» и РТИ — как страдало от этого население! И сколь затратные меры пришлось предпринять администрации города, чтобы потушить это ядовитое возгорание.

— Проблема утилизации отработанных шин — а поскольку это еще и ценное вторичное сырье, то применение готовой продукции в городской инфраструктуре — стоит весьма остро, — сказал руководитель управления по охране окружающей среды администрации города Кирилл Гупалов.

В единственном числе

Сбор и переработка шин отданы в Красноярске малому и среднему бизнесу. Данный сегмент рынка с крупными сырьевыми запасами, но занимается им одно предприятие — ООО «СибЭкоМастер». Его директор Александр Сержантов рассказал присутствующим о деятельности коллектива.

Производство запущено в эксплуатацию два года назад. Может обеспечить переработку шин до 2 тысяч тонн в год. В 2009 году из них было изготовлено 200 тонн продукции, в 2010 году — 150 тонн. Это цветные маты, брусчатка, предприятие также производит обработку поверхностей методом нанесения резины. В прошлом году с применением резинового покрытия было обустроено более 5 тысяч квадратных метров детских площадок. Продукция из вторичного резинового сырья использовалась на устройстве тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и бассейнов, производственных и складских помещений, остановок общественного транспорта. Надо отметить, продукция «СибЭкоМастера» сертифицирована.

Несмотря на благоприятные условия для развития бизнеса, отсутствие конкурентов, отрасль переработки использованных шин широкого развития не получила. Почему — выясняли участники кластера. Ведь шины — ценное полимерное сырье. В одной тонне содержится около 700 килограммов резины, которая может повторно использоваться для производства резинотехнических изделий, строительных материалов, топлива. А вообще, как утверждают ученые, из очищенной и измельченной резины можно вырабатывать до 700 видов различной продукции.

Попутным грузом

Как стало известно, в «СибЭкоМастере» принимают шины при условии внесения сдатчиком определенной суммы — 3 рубля за один килограмм. Шины, собранные на уборке города, кстати, принимаются бесплатно.

Сдавать шины на переработку выгоднее, чем везти их на полигон.

— Стоимость приема шин для размещения у нас на объекте «Шинник» составляет 244 рубля за один кубометр. Это превышает стоимость приема такого же объема при сдаче на переработку с оплатой 3 рубля за один килограмм, — подчеркнул директор ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» Евгений Шепелев.

Все возрастающие объемы шин представляют для собственника немалую головную боль. Надо думать о пожарной безопасности, складских помещениях, оплате за утилизацию. Но можно разом избежать всех этих сложностей. Загрузить машину отработанными шинами и попутным грузом отправить в Новосибирск, на перерабатывающее предприятие ООО «Альбион-С», которое мало того, что принимает шины без взимания оплаты за утилизацию, но еще и выплачивает стоимость вторичного сырья с выдачей документов.

Так и поступает ряд автотранспортных предприятий, работающих, например, по заявкам с ООО «ОЛТА», обеспечивающего поставки новых партий шин. Чтобы не гонять машину порожняком, в нее загружается 250-300 старых колес. Из Красноярска — отходы, в Красноярск — новые шины. Поставщику это практически ничего не стоит. А заказчика освобождает от забот, связанных с размещением шин на полигонах или сдачей на переработку в «СибЭкоМастер». Работает оно сравнительно недавно и, по словам руководителя, не достигло проектной мощности, а потому вынуждено не платить, а взимать плату за предоставленные отходы.

Уходят от целенаправленной передачи на переработку шин и представители шиномонтажного бизнеса. Они, кстати сказать, были приглашены на заседание рабочей группы кластера, но явно игнорировали его. Сколько в городе шиномонтажных мастерских, сказать очень трудно. Можно лишь видеть в разных закоулках характерные вагончики, а рядом с ними — горы шин.

— Владельцы шиномонтажных мастерских не торопятся заключать договоры по вывозу отходов на специализированные полигоны или сдавать отработанные шины на переработку, а предпочитают сами торговать ими, — заметила заместитель начальника управления по охране окружающей среды Наталья Морозова.

Отсюда — захламленность улиц, самостийные костры и возгорания, дополнительное загрязнение окружающей среды города.

Проявить власть

Явно, что положение с отработанными автопокрышками надо упорядочивать — на всех уровнях власти.

Свои услуги администрации города предложил от СФУ декан транспортного факультета политехнического института Владимир Катаргин. На факультете готовят специалистов автомобильного хозяйства. Студенты могли бы помочь в выявлении базы автомобильных шин, организации их сбора в качестве вторичного сырья. Институт может осуществить также взаимодействие по данному направлению как с департаментом городского хозяйства, управлением по охране окружающей среды, так и заинтересованными организациями, занимающимися переработкой отходов.

В городе остро стоит вопрос по учету шиномонтажных сервисов, проверки их по соблюдению нормативных требований в области обращения с отходами. Здесь наряду со студентами целесообразно подключить с проверками краевую службу по экологическому контролю.

На заседании рабочей группы кластера прозвучало несколько предложений по технологическому решению проблемы отработанных шин. На Красноярском цементном заводе, как сообщил главный эколог Алексей Смирнов, продолжается реконструкция производства с созданием мощной теплоэнергетической установки, где в качестве топлива могут быть использованы шины. А для очистки выбросов от них — новые методы каталитической очистки. Установка будет запущена в 2015 году и может в целом решить проблему утилизации данного вида отходов для города.

В центре содействия малому и среднему предпринимательству, как сообщил директор Роман Болтов, рассмотрены бизнес-планы по новой технологии переработки шин с получением углерода, металлического корда и топочного мазута — с сертификатом соответствия. Пока технология не востребована, ждет заинтересованных производственников.

Перспектива реинкарнации старых покрышек в Красноярске есть. Пока же, имея на прицеле крупные намерения, участники кластера обратили внимание на первоочередные задачи. Необходимо наладить взаимодействие главного переработчика — «СибЭкоМастера» с департаментом городского хозяйства по выявлению потребности в готовой продукции для благоустройства дворовых территорий, более активного продвижения изделий на местный рынок. Уже сегодня, с приближением весеннего двухмесячника по благоустройству и озеленению Красноярска, надо разворачивать активную агитацию по массовому сбору бесхозных шин в городе и сдаче их на безвозмездную переработку.

Надежда КОЗЛОВА

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 197 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru