Эта загадочная территория расположена
на самом краю нашего края в неприступных горах
Край возле самого неба — так назвал Тофаларию, горную страну в Саянах, писатель Валентин Распутин.
Мало таких мест осталось на нашей планете. Здесь деревья падают на землю от старости. Здесь трудно ходить, но легко дышится… Тофалария — музей природы и этнографии под открытым небом. За лесами, за снежными перевалами, в глубине Саянских гор лежит эта удивительная земля. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ — тофалары.
До прихода Советской власти назывались они карагасами и Тофалария звалась Карагасией. Карагасская тайга всегда была богата разной живностью, и главное ее охотничье богатство — соболь и белка водились здесь в изобилии.
Более ста видов птиц находят здесь приют, около трех тысяч различных растений, в том числе одно из сокровищ Тофаларии — родиола розовая, или золотой корень, называемый сибирским женьшенем.
Если верить преданиям, именно здесь, в Тофаларии, на рубеже первого тысячелетия нашей эры впервые на земле приручили оленя и сделали помощником человека.
Раскинулась Тофалария на площади более 21 тысячи квадратных километров. Там нет дорог, и попасть туда можно только авиатранспортом.
Наиболее крупные реки Тофаларии — Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Казыр, Агул, Ия и Гутара.
Высшая точка — пик Поднебесный (2924 метра) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина — пик Триангуляторов (2881 метр). В юго-западной части — пик Грандиозный (2891 метр).
Основные хребты Тофаларии — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский. На этой обширной территории живет около тысячи человек, треть из них — тофалары.
По происхождению, языку и культуре тофалары родственны восточным тувинцам — тоджинцам. Основу их хозяйства составляли таежное кочевое оленеводство и охота; долгое время сохранялись многочисленные пережитки первобытнообщинного строя. В прошлом веке полностью перешли к оседлости.
Прежнее название карагасы происходит от названия одной из родоплеменных групп. Современное название «тофалары» — множественное число самоназвания тофа, употребляется также вариант тофы.
Тофалары — автохтонное население Восточных Саян. В XVII веке они входили в состав Удинской землицы Красноярского уезда и платили ясак.
Староста (шеленге) избирался на три года на общем собрании (суглан). Имущественные споры, дела о разделе родовых территорий для ведения промысла решались здесь раз в году.
Хозяйство было основано на охоте и оленеводстве. Во второй половине позапрошлого века тофалары начали заимствовать у соседей лошадей. Важную роль играли также собирательство и рыболовство. Зимой тофалары жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Зимнее стойбище состояло из двух-пяти, редко шести-семи чумов. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Обычно стойбища находились на одном месте не более двух-трех недель. Перекочевки совершали на 8-20 километров.
Оленеводство имело транспортное назначение. Верхом ездили на оленях-самцах или кастратах. Последних, а также важенок использовали для перевозки вьюков.
Олени паслись поблизости от стойбища без присмотра пастухов; загонов для животных не делали. В конце сентября — октябре тофалары промышляли белку. Охотники выезжали на оленях группами из двух-четырех человек, причем у каждого была собака.
Добыча соболя начиналась с выпадением первого снега, обычно в начале октября.
Тофалары охотились также на медведей, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, лосей, маралов, косуль, выдр, бобров, лисиц, росомах.
Осенью шел массовый сбор сараны, которую сушили на зиму, а также съедобных корней, кедровых орехов, ягод, черемши, ревеня и дикого лука.
Из ремесел были распространены кузнечное дело, обработка дерева, рога, бересты и кожи.
Орнаментальной резьбой покрывали передние луки вьючных седел; декоративные вышивки использовали для украшения кожаных сумок и игольников. Тофалары жили в конических шестовых чумах (алажы), летом крытых вываренной берестой, а зимой лосиными или маральими шкурами. Вход, ориентированный преимущественно на восток, прикрывали куском бересты, шкурой или тканью.
Мясо дикого зверя и промысловых птиц было основной пищей. Домашних оленей забивали редко. Жареное мясо ели гораздо реже вареного. Оленье молоко пили кипяченым, добавляли в чай. Из него приготавливали сладковатый сыр. Рыба играла незначительную роль в питании, ее ели вяленой, жареной, зимой — замороженной, в виде строганины. Круглый год пили подсоленный зеленый чай.
Шаманами у тофаларов могли быть как мужчины, так и женщины. Одним из основных жанров фольклора были песни (ыр), в том числе лирические, которые исполнялись не только соло, но и хором. Песни пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях.
Важное место занимали сказки (тоол) о животных. Сказители пользовались большим уважением. Музыка связана с традициями енисейских народов — кетов, хакасов, алтайцев, шорцев, тувинцев, а также бурят и эвенков. Главной характерной чертой является распевная мелодия — айалга. Наиболее устойчивой формой — алхыш, песенное благословение, восхваление или страстная мольба, обращенная к родственникам, соплеменникам, природе, духам, божествам.
Инструментальная музыка имеет общее название хобус и состоит из наигрышей на инструментах, встречающихся у всех тюркских народов южной Сибири. Среди духовых инструментов — флейта, дуговой металлический варган — известен как женский инструмент и музыкальный лук — мужской инструмент.
Сложные сплетения хребтов, заоблачные вершины, искрящиеся шапки снега на гольцах. Глубокие ущелья и каньоны, на дне которых в вечном сумраке шумит вода, живое серебро хариуса в чистейшей струе горного потока. Каменистые россыпи-курумы, снежники и ледники, альпийские луга, покрытая мхами каменистая тундра, застывшая на выступе скалы кабарга — чудесное создание животного мира…
Все это Тофалария.
Владимир ГАЛИН
Крепость Красный Яр
Продвигаясь на восток при освоении Сибири,
первопроходцы оставляли за собой защитные сооружения
В 1628 году для защиты от набегов татар и кыргызов 300 казаков под предводительством московского дворянина Андрея Дубенского основали крепость в устье реки Качи.
Первоначальное название реки «Изыр-Су», в переводе с тюркского «изыр» — прозрачная, по другим данным стремительная, «су» — вода. А татары, которые жили в этом районе, именовали себя изыр-кичи, «кичи» — люди. В XVII веке русские, прибывшие сюда, сократили это название и преобразовали слово «кичи», неудобное для произношения, на «качи». Татар, живущих здесь, стали называть качинцами, а речку — Качей.
Но вернемся к острогу. Высота тына малого города составляла «одну сажень, один и три четверти аршина», или около 3,4 метра.
В плане острог представлял собой неправильный четырехугольник. Общая окружность малого острога насчитывала чуть больше 191 сажени — около 410 метров.
Острожные стены были усилены пятью башнями, из которых три являлись угловыми. Со стороны Качи по направлению к западу находились Качинская и Угольная, а западная, выходящая к Енисею, получила название Быковской. Спасская располагалась посередине западной стены и контролировала подступы со стороны леса, а Водяная башня размещалась в центре южной стены, через нее открывался выход к Енисею.
Название «Красный Яр» крепость получила из-за красного цвета окружающих склонов и рвов. Ныне место бывшей крепости обозначено мемориальным камнем.
Сохранилась структура центра старинного Красноярска — план 1828 года, а также историческая застройка конца XIX — начала ХХ веков. Невозможно пройти, например, мимо удивительного особняка (сейчас в этом доме находится Литературный музей), построенного в конце XIX века в стиле модерн с элементами неоготики. Резные балконы, открытые веранды, бельведеры, башенки со шпилями напоминают сказочный замок.
Но самое известное место в городе — Караульная гора. Это одно из самых культовых мест Красноярска. Отсюда есть пошел острог Красный Яр в 1628 году, когда казаки установили здесь вышку наблюдения.
А почему именно здесь казаки разбили свой первый лагерь? И почему тут выросла главная часовня города? Ведь церкви «абы где» не строят, особенно на покоренных землях.
Дело в том, что православные святыни чаще всего ставили именно на языческих капищах, в местах силы. Таковое было когда-то и здесь, вплоть до 1690 года.
Еще в 1927 году музейные работники и археологи обнаружили тут богатое захоронение XIII-XIV веков. Найденные предметы свидетельствовали о том, что на горе, вероятнее всего, были похоронены члены знатного княжеского рода, правящего этой территорией.
Сегодня историки говорят о древнем святилище качинцев или киргизов. А экстрасенсы, как и полагается, отмечают здесь необычайно сильную энергетику и рассказывают о действии здесь прямого канала то ли с космосом, то ли с силами природы, то ли древними богами.