Результаты опросов туристов, посетивших нынче «Ергаки»,
стали подведением итогов деятельности парка за пять лет
Эти своеобразные социологические опросы проводились волонтерами совместно с инспекторами КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» среди туристов. Респондентами выступали также работники турбаз, жители приграничных населенных пунктов Арадан, Танзыбей и Верхне-Усинское.
«Дикий» отдых пока предпочтительнее
Выяснилось, что парк, в основном, посещают туристы в возрасте от 20 до 40 лет и подростки в составе туристических клубов, станций и лагерей, то есть организованных групп. Из всех социальных категорий активный отдых предпочитают учащиеся, студенты и служащие.
Основные посетители парка — сибиряки, причем, как правило, жители Красноярска и края. Большая часть опрошенных предпочитают активный отдых на природе: пеший, конный туризм, сплавы, альпинизм, сноубординг, но не в составе организованных групп, а в качестве «диких» туристов.
Подавляющее большинство узнали об этом уникальном уголке дикой природы от знакомых и друзей. Благодаря Интернету и СМИ заинтересовалось парком лишь незначительное количество опрошенных туристов.
Как показал опрос, зачастую отдых в парке выбирают из-за первозданности природы, живописных ландшафтов, удаленности от цивилизации. Туристы посещают самые популярные горные пики и озера, красота и поэтичность которых привлекает любителей прекрасного уже много лет: озера Светлое, Золотарное, Мраморное, Художников, пики Птица, Парабола, долина Горных Духов, Каменный городок.
Большая часть посетителей Ермаковского района — это местные жители, которые в зоне традиционного природопользования занимаются сбором дикоросов, грибов, ягод, рыбалкой. У любителей комфортного отдыха особой популярностью пользуются турбазы «Горная Оя» и «Спящий Саян». Зимой идеальное место для отдыха — база «Ергаки», рядом с которой оборудованы горнолыжные трассы различной сложности.
Отрадно, что за пять лет существования парка экологическая грамотность и культура туристов заметно выросла. Благодаря многочисленным источникам информации о парке и активной эколого-просветительской работе большая часть туристов осведомлена о режиме охраны парка, функциональных зонах, границах, правилах поведения на их территории.
Но некоторые опрошенные отмечают дефицит информации. Это жители Тувы, а также наиболее заинтересованная категория — население приграничных с парком населенных пунктов Арадан и Верхне-Усинское, где традиционное природопользование — основной источник существования. В основном, посетители воспринимают проблемы парка уже не отстраненно, а как общую заботу и боль.
Едины в своем желании
И даже вносят конкретные предложения по способу решения этих проблем. К примеру, туристы предлагают установить на стоянках аншлаги «Мусор уносить с собой», увеличить количество мусорных баков на трассе, на тропах и базах. Есть и радикальные способы такие, как выдача посетителям мешков, штрафование туристов, оставляющих после себя мусор.
Множество пожеланий относится к обустройству троп и стоянок, улучшению туристического сервиса. Наиболее неравнодушные посетители предлагают увеличить количество аншлагов, указателей на тропах, настилов под палатки. В числе срочных мер — строительство умывальников и туалетов на стоянках, а также предложения по обустройству стоянок навесами для отдыха, скамейками и беседками. Некоторые предлагают расширить возможности для «дикого» отдыха возле речек: оборудовать подходы, расширить территории баз отдыха для палаточников, организовать покупку хлеба, топлива, прокат инвентаря, сделать платную камеру хранения для вещей и рюкзаков.
По данным опросов, отношение посетителей парка к сотрудникам коренным образом изменилось. Глухая стена, которая существовала во время создания парка между его работниками, местным населением и туристами, разрушилась. Недоверие, иногда даже неприязнь сменились четким пониманием того, что все мы «в одной лодке»: если конфликтовать, действовать разобщенно, уникальная природа погибнет. Поэтому большинство туристов, работников баз, местное население едины в своем желании чаще встречаться с инспекторами, обсуждать проблемы и способы их решения.
Результаты опросов туристов и местного населения доказали, что усилия и терпение сотрудников принесли долгожданные плоды. Посетители осознали, что парк — это их союзник и защитник. Туристы благодарят за разъяснительную работу работников парка «Ергаки», отмечают компетентность, доброжелательность и вежливость инспекторского состава.
Многие посетители, побывавшие в других национальных и природных парках, удивляются чистоте троп и стоянок. И даже подчеркивают, что другим есть чему у сибиряков поучиться. Такая оценка ежедневного и кропотливого труда должна стать мощным стимулом для дальнейшей работы. Ведь все еще только начинается.
Наталья КРУТСКИХ,
методист отдела экологического просвещения
КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки»