Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

КАК ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ

Чудовищные лесные пожары в центральной России еще раз жестко напомнили людям
о силе природной стихии.

Злободневность проблем в деле сохранения и приумножения лесных богатств обострили и проявившиеся недостатки в современном законодательстве о лесе, воде и земле. Ко всему обнаружилась неготовность людей в полной мере бороться со стихией. Что могут предложить специалисты лесного хозяйства в современных условиях? Об этом наш корреспондент беседует с директором института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, доктором биологических наук Александром Онучиным.

Урок пойдет впрок.


— Александр Александрович, пожары в центральной России нанесли лесам огромный ущерб, который возместить будет непросто. Потребуются десятилетия. Ваше мнение о случившемся.
— У специалистов отношение к лесным пожарам всегда обостренное. Лесная экосистема — сложный объект. В институте работают не только ученые-лесоводы, но и экологи, селекционеры, физиологи, микробиологи, которые изучают различные стороны жизни леса, и им, как никому другому, близки проблемы лесного хозяйства. Поэтому все мы с болью наблюдали за разыгравшейся трагедией в лесах центральной России. Хотя развитию пожаров во многом способствовали погодные условия, таких катастрофических последствий можно было избежать при надлежащей организации лесной противопожарной службы. Такая служба должна с учетом прогноза погодной ситуации предвидеть вероятные сценарии развития лесных пожаров и своевременно предпринимать меры, направленные на ликвидацию очагов возгорания в начальной стадии их развития, а также обеспечивать смягчение последствий лесных пожаров. К такой стихии, как лесные пожары, необходимо быть готовым постоянно, они имеют природную цикличность, и рано или поздно ситуации, связанные с высокой вероятностью их возникновения, обязательно наступают.
— А кто даст гарантию, что подобная ситуация не повторится в Красноярском крае?
— Поэтому над проблемой охраны лесов от пожаров институт работает постоянно. Заключен государственный контракт с краевой администрацией, целью которого является повышение эффективности охраны лесов красноярского края от пожаров, как за счет прогноза их поведения, так и путем разработки профилактических мероприятий, которые бы предотвращали возникновение пожаров, особенно вблизи населенных пунктов.
Наши специалисты не только способны предлагать общие рекомендации, но и готовы разрабатывать специальные проекты по обустройству конкретных населенных пунктов с учетом природно-климатических условий лесных районов.
Другая важная задача, которой занимаются специалисты института, — это оценка биосферных последствий лесных пожаров. Такие работы проводятся в лаборатории лесной пирологии совместно с учеными из Канады и США. В рамках международных проектов проводились эксперименты по контролируемым выжиганиям лесных территорий, в результате которых представлялось возможным получить данные о количестве выбросов вредных газов в атмосферу и определить степень выгорания компонентов лесных биогеоценозов.

Растет интерес к Сибири.

— Как бы вы охарактеризовали финансовую ситуацию в институте для ведения научной деятельности? — Откровенно говоря, эта проблема для института не столь актуальна, поскольку мы получаем серьезные финансовые средства из государственного бюджета через Российскую академию наук. По сравнению с академическими институтами других регионов существенную финансовую поддержку нам оказывает и региональный бюджет. Кроме того, мы получаем финансирование из Российского фонда фундаментальных исследований, имеем зарубежные гранты и хозяйственные договоры с частными компаниями. Дело в том, что ученые, общественные и политические деятели многих зарубежных стран понимают, какое глобальное биосферное значение имеют сибирские бореальные леса. Они являются значимым биосферным фактором, влияющим на углеродные циклы, с которыми связываются и глобальные климатические изменения, хотя в этом отношении многое остается неясным. Бесспорно главное — леса играют важную биосферную роль. Поэтому специалисты из других стран стремятся в Сибирь, чтобы познать этот огромный биом. А возьмите крайний север. Мерзлота. Тоже глобальный биосферный фактор, требующий детального исследования. Так что контакты с зарубежными учеными очень тесные, длительные. Мы получаем дополнительную финансовую поддержку на исследования из Европейского союза, Северной Америки и Японии. Кроме денег, нам помогают в поставке современного оборудования.
Сотрудничаем также с Монголией, развиваются научные связи с Китаем. Хотя эти контакты построены на безвозмездной основе, молодые ученые из Монголии приезжают к нам, защищают кандидатские диссертации. А красноярские ученые работают в лесах Монголии. Нам тоже интересно изучать природу лесов ближайших соседей. Бывшие аспиранты института трудятся и в Киргизии. Таким образом, международные связи, на мой взгляд, у нас плодотворные.

Деньги нужны
на развитие.


— Получается, что вы живете в обстановке спокойного творческого благополучия?
— Нет. Это не совсем так. Основные финансовые средства тратятся на проведение полевых исследований, заработную плату сотрудникам, командировочные расходы, обновление приборной базы. Однако сейчас, когда кругом говорят о внедрении результатов научных исследований, развитии инновационных проектов, модернизации, мы готовы предложить интересные идеи. Деньги требуются на развитие материально-технической базы.
В этой связи состоялся обмен идеями с коллегами из других институтов Красноярского научного центра (Институт химии и химических технологий и Институт биофизики).
В результате переговоров с заместителем директора Института химии и химических технологий, доктором химических наук Борисом Николаевичем Кузнецовым было решено начать совместные работы в инновационной сфере, направленные на глубокую переработку отходов лесопиления и лесозаготовки с целью получения микрокристаллической целлюлозы, бетулина и других ценных продуктов, используемых в медицине, энергетике, животноводстве и других отраслях экономики. Немало инновационных идей в Институте биофизики СО РАН. А что если нам объединить усилия?
Ведь проблемы лесного хозяйства во многом комплексные и замыкаются не только на науке. Они связаны и с лесной промышленностью. Если решить задачу полного использования при переработке древесной продукции, то экономический эффект не заставит себя долго ждать. Например, в лесоперерабатывающей промышленности для производства продукции используется только около половины биомассы лесов, назначаемых в рубку. Остальная часть теряется, оставаясь на лесосеках либо уходя в отходы при лесопилении. Но есть реальная возможность использовать переработку леса на 100 процентов. Создать безотходное производство, и сэкономив ресурс, получить дополнительную прибыль.
Что предлагает наш институт? У нас есть свой участок лесного фонда, где мы должны вести плановые лесохозяйственные мероприятия. Почему бы на базе нашего опытного хозяйства «Погорелый Бор» не создать экспериментальное мини-производство по переработке лесных отходов? Причем с привлечением идей специалистов из институтов КНЦ. Чтобы на практике отрабатывать инновационные технологии, объективно оценивать рентабельность производства. Оценив рентабельность опытного производства, предприниматели начнут пользоваться новыми технологиями и, получая большую прибыль, смогут вкладывать дополнительные средства в восстановление лесосырьевого потенциала, расширенное воспроизводство лесов за счет рентабельного лесопользования.
Хочу сказать, что нашу инициативу поддержали в Сибирском отделении РАН. Там даже есть возможность выделения средств на закупку технологического оборудования. Теперь дело за хозяйственной расторопностью.
Кстати, примеры использования отходов лесопиления уже есть. В Красноярске разворачивается производство гранул из древесных опилок. Чем они хороши? При сжигании обеспечивают работу автономных энергетических установок. Не надо вести теплосеть. Есть свой генератор, который действует при использовании пеллет. Очень экономно и удобно.

Что оставим потомкам.

— Но ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в дело, если не увидит быструю отдачу. Такова логика современного бизнеса. Как быть?
— У нас же благородная цель — наиболее полное рациональное использование природных ресурсов. Для этого следует рационально осваивать лесные территории, где леса наиболее продуктивные. Поэтому я убежден, что, прежде всего, деньги необходимо вкладывать в интенсификацию лесного хозяйства, а не в его расширение.
А в лесном хозяйстве мы, по сути, занимаемся собирательством. В основном рубим лес, выращенный природой. Причем оправдываем свои действия: мол, лес еще вырастет.
Действительно, пройдут десятилетия, и поднимутся новые леса. Однако без ухода, надзора они будут менее продуктивными, а вот качество древесины значительно снизится. Себестоимость будет дороже. Доходность — меньше.
Вот с каким наследством могут столкнуться наши потомки. Воспроизводство лесов должно быть государственной задачей.
— Александр Александрович, какие еще вопросы в практике лесного хозяйства волнуют ученых? — Важная задача связана с проблемой таксации лесов. В институте разработаны методы лазерного сканирования и таксации при помощи современных методик. Но их надо апробировать, развивать. Кроме того, разрабатываются правила заготовки древесины. Для того чтобы не нарушать гидрологический режим рек, не нанести ущерба водным ресурсам, сохранить биоразнообразие, животный мир при заготовке древесины, необходимо соблюдать определенные правила. За этим нужно следить и правила заготовки постоянно совершенствовать.
— Мобильность любой организации оценивается, прежде всего, качественной и профессиональной подготовкой кадров, притоком молодежи. Это гарантия стабильности в развитии. Как вы считаете? — К счастью, в институте проблемы с притоком молодежи нет. Надо отдать должное моему предшественнику академику Евгению Александровичу Ваганову. В свое время, когда был тягчайший кризис, он сумел привлечь в институт талантливую молодежь. Многие из них впоследствии окончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации. Теперь они известные ученые, среди которых доктора наук, руководители научных подразделений, представители дирекции института.
Традиции сохраняются. Поэтому у нас есть достойная смена. Институт не сдает лидирующих позиций. И это главное.

Анатолий КАСАТКИН
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 438 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru