Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ОСТЯКИ - НАРОД ГАГАРЫ

На севере края живет одна из самых немногочисленных
народностей нашей страны — кеты.
Еще в 1970 году, по данным переписи, их насчитывалось 1182 человека. Слово «кеты», производное от «кет» (человек), не является исконным самоназванием народности. Оно утвердилось в 20-е годы прошлого столетия. До этого кеты были известны как остяки, енисейские остяки. По аналогии с обскими остяками-хантами их так впервые назвали русские служилые люди в XVII веке.
Сами себя кеты именовали по родовой или территориальной принадлежности отдельных групп. Наименование «кеты», понятное всем, быстро вошло в жизнь и стало употребляться как самоназвание.
Свое происхождение они объясняют в легенде.
«Это было давным-давно. Не было ни зверей, ни людей, ни самой земли не было. Жила среди вод огромного первобытного океана одна лишь гагара-птица. Летала над океаном, ныряла в воды его и отдыхала здесь же. А на небе жил верховный бог по имени Есь.
Позвал как-то Есь гагару к себе. И велел он ей землю сотворить, чтоб на земле той Есь зверей разных расселил, птицы летали, и люди тоже бы на земле той жили. Сказал Есь гагаре: «Ты, гагара, хорошо плаваешь, хорошо ныряешь. Принеси-ка со дна океана кусочек земли да растяни его, чтоб земля получилась».
Раз за разом ныряла гагара, чтоб кусочек океанского дна отщипнуть. Но неудачно ныряла. Собравшись со всеми силами оставшимися, гагара и нырнула в последний раз. Достигла дна океана и, отщипнув кусочек земли, поплыла к поверхности.
Утвердив землю на поверхности океана, гагара принялась растягивать кусочек земли. Растягивала, растягивала, да так растянула, что на земле той места всем хватило. Стали жить на земле, сотворенной гагарой, звери разные. А над землей той птицы летают. А от гагары светлый народ произошел. Кетами народ тот зовут».
Кеты издавна привлекали внимание широкого круга ученых спецификой своей культуры, сложностью исторической судьбы. Особый интерес представляет их язык, своего рода лингвистический феномен. Он обладает своеобразным строем, не имеющим близкого соответствия среди языковых семей Северной Азии. Его принято относить к палеоазиатской группе.
Общее название «палеоазиатские» она получила в связи с гипотезой о древнем, аборигенном происхождении носителей языка. Близость к кетскому обнаруживают вымершие языки пумпоколов, аринов, ассанов, коттов и некоторых других групп, живших некогда южнее, в бассейне Среднего Енисея, в верховьях реки Кеть и растворившихся со временем в окружающей иноязычной — тюркской, селькупской, русской среде. Исследователи XVIII века зафиксировали уже завершение этого процесса. Родство языка кетов и указанных групп позволяет объединить их в одну семью — енисейскую, а носителей этих языков называть енисейцами.
Но самое удивительное, что лингвисты усматривают некоторые черты сходства в енисейских и языках народов, ныне живущих на удаленных друг от друга и от Енисея территориях. В прошлом они явно не имели каких-либо прямых исторических связей с енисейцами (северокавказские и некоторые языки индейцев Америки).
В культуре кетов, последних представителей енисейскоязычной общности, наряду с архаическими элементами, связанными с влиянием аборигенов таежной зоны, выявляются черты, характерные для древних южносибирских и центральноазиатских культур. Антропологи относят кетов к уральскому типу, хотя допускают, что их предки могли обладать иным комплексом признаков.
Особенности современного облика кетов могли сложиться в течение двух-трех последних столетий в процессе их смешения с самодийскими народами, прежде всего с селькупами. Характерно, что самодийские параллели более всего обнаруживают туруханские кеты, в то время как их всегда более изолированные тунгусские соплеменники образуют локальную группу, тяготеющую к некоторым южносибирским народам. В археологическом отношении территория современного и прежнего расселения кетов остается почти неизученной.
Археологи предполагают, что в настоящее время можно с достаточной долей вероятности доводить время южносибирского обитания енисейцев до гуннской эпохи. Пока что нет возможности воссоздать конкретную историю собственно кетов на том этапе, но их, бесспорно, следует искать в сложном этническом конгломерате, который представляли собой древние кочевники-гунны.
Дальнейшее развитие енисейцев и предков кетов характеризуется длительным взаимодействием с тюрками, начиная с древнетюркского времени и заканчивая завершением этих процессов в XVIII веке. Енисейцы приняли участие в формировании отдельных групп хакасов, тувинцев, шорцев, северных алтайцев, селькупов. Конечным результатом переселений явилось, в частности, оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп кетоязычного населения, составивших ядро, из которого образовалась кетская народность.

Владимир ГАЛИН
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 215 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru