Наступает пора, когда хозяин тайги покидает свою уютную «квартиру»
В берлоге медведь проводит пять месяцев и покидает ее во второй половине марта или в апреле. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября — ноября до упомянутых выше весенних месяцев, возможно, и позже. Дольше всех проводят время в берлогах медведицы с медвежатами, меньше всего старые самцы.
В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней в году.
В берлоги бурые медведи залегают перед тем, как войдет в силу снежная и морозная зима. Медведь вообще «нелюдим», любит уединение, покой, для своего жилья избирает глухомань и хмурые угрюмые дебри, закоряженные и для людей трудно доступные. При случайных встречах с себе подобными они не только не проявляют радости, но недовольны, порой настроены угрожающе, а иногда и драчливо. Особую глушь медведи выбирают для своих берлог. К берлогам звери идут поодиночке и группами, идут быстро, редко останавливаясь, почти по прямой линии, пролегающей по горам и лесам, через бурелом и еще не замерзшие реки, покрывая по 20-30 километров в сутки.
В горах медведи устраивают берлоги и в земле, и в расщелинах скал, и в пещерах. На марях и болотах изредка приходилось встречать берлоги в виде нагромождения веток, травы и дерна прямо на земле. Но такие «зимовья» делают только нерадивые или ослабленные звери.
Нередко медведь устраивает берлогу в очень густом пихтовом и еловом подросте. Сначала наломает большой ворох веток и вершинок, потом сооружает из них гнездо, совсем как курица, и устилает его мхом. Залегая, прикрывает себя ветками и сверху. Однажды нашли очень крупного медведя в большой куче сухих листьев. А был случай, когда была найдена медвежья берлога, выстланная оленьим мхом; для нее понадобился мох с доброго гектара земли.
Неподалеку от берлоги бурый медведь долго петляет, выбирая подходящее место и мудрено запутывая следы. Первые 5-10 дней не спит, а чутко дремлет. Устраивается обычно тщательно. Не раз приходилось видеть берлоги, вырытые в косогорах и под шатрами крупных деревьев, с длинным лазом и обширным гнездом, устланным всякой растительной ветошью. В них тепло, сухо, удобно. Интересно, что иногда наиболее опытные медведи, покидая берлогу, маскируют вход сломанными деревьями, валежинами или корягами.
Уже в конце ноября и декабре хмурые лесистые горы укутываются снегом, мороз лютует, и даже солнце бессильно против него. Кажется, все вокруг оцепенело и конца не будет зиме. А медведи спокойно спят в своих берлогах в тепле и сытости, заслужив покой неустанным трудом в период бодрствования. Но это не спячка, а просто сон, крепкий и продолжительный. Впадающие в спячку животные, например, суслики, летучие мыши и другие зимние «сони», цепенеют, температура их тела резко падает, и, хотя жизнедеятельность продолжается, ее признаки почти незаметны. У медведя же сохраняется нормальная температура тела.
Зима для медведей тем более тяжела, что они с трудом бродят по глубокому рыхлому снегу. В некоторые годы из-за неурожая кедровых орехов на больших пространствах сибирской тайги медведи не успевают осенью как следует откормиться и зимой становятся бездомными шатунами, очень опасными для человека, оказавшегося на их пути.
Владимир ОЛЬХОВИК, биолог