Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Дело было во субботу…

Праздник «Енисейская уха» в поселке Усть-Кемь вновь обозначил проблемы любительского рыболовства


Когда-то еще краевой центр соберется построить на Стрелке копию деревянного острога Красный Яр, а северная глубинка, которая живет согласно своему уставу, эти замыслы по исторической реконструкции успешно воплотила.

По необычному тротуару, который выложен из спилов неохватных сосен, миновав высокий частокол, я шагаю к сторожевой башне. Она подобна той, что четыре века назад служила у казаков передовым рубежом обороны Енисейска, закрывая от набегов назойливой кыргызской конницы и сам острог, и промысловую речку Кемь. Деревянный новодел, максимально приближенный к «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой», украсил поселок и, без сомнения, пришелся по нраву местным жителям. Здесь, на казачьей заставе с не стареющими от времени забавами — детскими качелями в стиле ретро, проходят массовые гуляния во время старых и новых праздников.

«Енисейская уха», отмечаемая непосредственно в Усть-Кеми третий раз, — самый главный из них. Как только он наступает, охотно делится со мной своими впечатлениями солистка хора «Енисейские вечерки» Мария Ридель, их творческий коллектив берет на пленэр бережно хранимый репертуар, в том числе и такие песни, как «Дело было во субботу» или же «Раз-два, люблю тебя».

Зайдем в «Избушку рыбака»

Свыше семи тысяч зрителей, которых собрал нынче субботний праздник (вдвое больше прошлогоднего), — солидная аудитория для самодеятельных артистов, не особо избалованных вниманием публики. Сценической площадкой для них стал берег великой реки, он разом превратился в импровизированную рыбацкую деревню с двумя десятками подворий из Лесосибирска, Енисейска, Подтесово, Верхнепашино, Погодаево и других поселений.

Конечно, вряд ли такое количество участников смогла бы принять компактная Усть-Тунгуска, где на заимке «Рыбная» четыре года назад состоялась премьера нового для енисейцев мероприятия. Судя по всему, достаточно скромного: культурный размах «Енисейская уха» получила после того, как район выиграл краевой грант «Социальное партнерство во имя развития». На эти средства в поселке Усть-Кемь был создан уникальный для Сибири музей «Избушка рыбака». По замыслу инициаторов, он должен был дать исчерпывающее представление об истории промысла в среднем течении Енисея.

— Пришлось ездить по селам и по крупицам собирать экспонаты, в основном, конечно, орудия рыбного лова, — говорит автор проекта, культурный организатор и руководитель одного из отделов администрации Енисейского района Ирина Токарева.

Не все, к счастью, безвозвратно кануло в Лету, что-то сохранили и приберегли до лучших времен староверы: таежная глубинка — просто кладезь по части сохранившихся объектов традиционного сибирского хозяйствования. Самолов, которому явно больше века, в музей доставил местный житель Михаил Башилов. А из отдаленного села Колмогорово участники экспедиции за раритетами материальной культуры привезли старинный садок.

По нынешним меркам, это не что иное, как инкубатор для мальков, которых специально выращивали и выпускали в самостоятельную жизнь, чтобы не нарушать баланс биологических водных ресурсов. Выходит, лукавили нам прежние учебники истории и краеведения, согласно которым рыбный промысел в Сибири был исключительно хищническим. Извели, мол, до революции ценные нерестовые породы рыб подчистую.

Во время музейных экскурсий этот устоявшийся миф развеивается. Учащиеся местной средней школы, у которых еще не отшибло генетическую память, директора культурно-исторического комплекса «Енисей» Марию Каралюс слушают и внимают. Кажется, вот-вот раздвинутся в «Избушке рыбака» декоративные камыши, вылетит водоплавающая птица, и можно будет вновь, как сто лет назад, закинуть удочку на удачу.

Лавка… образца 1913 года

Сибирский промысел никогда не знал различий по гендерным признакам: сейчас и  девочки в Усть-Кеми не прочь порыбачить, не говоря уж про вездесущих пацанов. Правда, в современных условиях воспитание профессиональной преемственности — вещь проблематичная. Отпустят родители своего сынулю на резиновой лодке в «дальнее плавание», и не столь важно, что он привезет, каким будет его улов, тут об одном думают: лишь бы не пришла бумага из рыбоохраны. Увы, сейчас так: есть лицензия — рыбачишь, а нет ее — пеняй на себя и плати штраф!

Закон «О любительском рыболовстве» на тех территориях, где люди всегда жили за счет традиционного промысла, никогда не найдет понимания, и чем скорее Госдума одумается, внеся в документ поправки, диктуемые самой жизнью, тем раньше будет снята в глубинке социальная напряженность. Об этом открыто говорят краевые парламентарии, но у нас с азартом взялись за коррупцию, борются с ней в таких грандиозных масштабах, что готовы в обычной удочке школьника и пенсионера видеть грозное орудие наживы. Соответственно, оно рассматривается как потенциальное средство, способное нанести невосполнимый урон государству.

Но ведь как-то же наши предки кормились с Енисея, жили очень даже зажиточно, и никто из становых приставов не дудел в свисток, за руку не хватал. Этим фундаментальным историческим противоречием резонно задалась предприниматель из Верхнепашино Ольга Щербакова, представив на празднике ассортимент «Рыбной лавки»… образца 1913 года. Оказывается, чего только не добывали сто лет назад сибирские промысловики, предлагая богатый улов широкому покупателю! Ленок в маринаде, елец сушеный, язь в горчичном соусе, таймень, ельчики ангарские, и все — по доступной цене за фунт, за какие-то царские копейки…

— Теперь простому рыболову этого не поймать, — рассказывает руководитель изостудии Центра культуры села Верхнепашино Людмила Бледнова о той виртуальной лавке, «товары» которой добросовестно были выписаны яркими красками кистью местных школьников. — Вроде бы живем на богатой реке, а прокормиться на ней легально не выгодно — только браконьерским способом.

Дело, конечно, не в одной стоимости и в самой процедуре получения нужной лицензии, хотя и здесь не все так просто: у нас, к сожалению, «чиновников больше, чем рыбы». Жители Вершнепашино недоумевают, почему их селу определены столь жесткие рамки рыбной ловли на Енисее: от Епишино до Прутовой. Процесс так называемого «упорядочения» любительского рыболовства — это, как мне представляется, серьезная проблема, и вряд ли она в ближайшее время будет решена.

Даже главные состязания праздника — конкурс рыбаков — организаторы решили проводить не на берегу Енисея, а за несколько километров, на Кеми, лишив основную массу зрителей возможности наблюдать за ходом соперничества на ловкость и мастерство, на дальность и точность забрасывания блесны. Или на магистральной водной артерии другая волна и она не очень удобна для владельцев удочек и спиннинга?

Николай ЮРЛОВ

Фото автора

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 331 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru