Своя земля и в горсти мила

Печать

«С чего начинается Родина?» — «круглый стол» под таким названием состоялся в краевой универсальной научной библиотеке

— Тема известная, традиционная с советских времен. Зачем ее поднимать? — высказалась в ходе дискуссии одна из оппоненток организаторов «круглого стола».

Действительно, в информационном поле последних лет больше фигурируют толерантность, граждане мира, общечеловеческие ценности, а Родина и патриотизм приравниваются к национализму и чуть ли не фашизму.

Как во всей этой идеологической мути воспринимается понятие Родины, и насколько свойствен патриотизм современным молодым людям?

 

— Нам, старшему поколению, мало известна современная молодежь, — откровенно призналась доцент Сибирского аэрокосмического университета, кандидат наук Ирина Плющ, хотя она не один год преподает студентам естественные дисциплины.

Подобных новейших исследований и методик в общественной, социальной науке практически нет. Преподаватели Красноярского педагогического, аэрокосмического и Сибирского федерального университетов решили восполнить пробел. С этой целью в вузах и нескольких красноярских школах они провели свободный опрос. Эссе написали более 300 студентов и школьников. Эти работы легли в основу обсуждения на «круглом столе».

Понятие Родины — каково оно в исторической ретроспективе у россиян и других народов? Такой обзор сделала психолог, ведущий библиотекарь Красноярского научного Центра СО РАН Светлана Харитонова.

Оказывается, у представителей разных менталитетов понятия Родины разные. У выходца с Ближнего Востока родина — это любовь к аллаху. Неважно, где он находится, в Медине или Париже, важно, что рядом стоящий мусульманин — его брат, а родина — территория, где исповедуется ислам.

Для англичанина родина — стены его дома. «Мой дом — моя крепость»,— гласит английская пословица. Всякий иной, не входящий в этот «дом», — иностранец, слово почти ругательное. Даже за пределами своего государства, если англичанин там находится. Недаром, видно, Британия владела половиной мира, приращивала богатства за счет колоний.

Только у русского человека  в сознании, культуре, языке Родина — это мать, с которой его связь кровная, пуповинная. Такой нерасторжимости нет ни у одного другого народа.

Через какие факторы — дом, семью, природное, социальное окружение — формируется эта пуповинная связь?

На этот вопрос попытались ответить доцент КГПУ им. В. П. Астафьева, кандидат наук Марина Неустроева и заведующий кафедрой общественных связей СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, кандидат наук Алексей Михайлов. Их доводы были детальны, направления исследований сложны, но общий вывод оказался един: любовь к Родине начинается на генетическом уровне — с дедов и отцов, подспудно формируется в семье, малой родине. Недаром на вопрос: «Где душе хорошо?», все респонденты в эссе написали «Детство» и назвали место, где они его провели.

С возрастом понимания расширяются. Если у пятой части школьников понятие Родины дальше дома не идет, то у бакалавров уровень социализации поднимается: 80 процентов из них готовы защищать не только свою малую родину, но и страну в целом. Однако прямой связи от Родины — к патриотизму, от Родины — к государству в 55 процентах они не усматривают.

— Чувство Родины ничем не заменишь в самоидентификации личности. Это жизненная потребность каждого человека, социальная, нравственная основа, на которой он выстраивает свою жизнь и судьбу, — констатировала Марина Неустроева.

С перестройкой, когда стало оплевываться советское прошлое, жизнь старшего поколения, когда и сегодня продолжает свою «работу» так называемая «пятая колонна», и на экранах ТВ маячат кадры дог хантера, ловца бродячих собак, с георгиевской ленточкой  на груди, — первооснова мировоззрения будущего поколения не перестает выбиваться. Однако молодежь — генетически ли, по зову предков или по собственному разумению начинает приостанавливаться и размышлять. Чувство Родины, патриотизм, готовность ориентироваться не на западные «общечеловеческие» ценности, а национальные приоритеты начинает превалировать. Молодые люди в подавляющем большинстве связывают свою дальнейшую, в том числе профессиональную жизнь, с Отечеством, и все больше отвергают тех, кто покидает Россию.

— Надо помогать молодым в этом их стремлении, — подчеркнул Алексей Михайлов.

Для этого, как прозвучало на мероприятии, необходимо больше вовлекать юношей и девушек в общественно значимые акции, создавать молодежные, патриотически настроенные организации. Ведь опасной подмены, ложных путей, куда можно увести молодежь, тоже немало. Общество, его здоровые силы должны быть заинтересованы в адекватной смене, ибо за молодежью будущее.

С интересом было встречено выступление студентки Сибирского федерального университета Дарьи Лобасовой.

Природа, окружающая среда, судя по эссе школьников и студентов, не определяющий фактор, а фон в формировании чувства Родины. Дарья опровергает это утверждение, опираясь на опыт Шушенской средней школы № 2, выпускницей которой является. В этой школе создана своя система экологического воспитания учащихся. Базируется она на учебном курсе «История Красноярского края», взаимодействии с Шушенским этнографическим комплексом, Саяно-Шушенским заповедником и национальным парком «Шушенский бор». Дети проходят обязательное «погружение в природу» на выездных экологических школах, кружках и семинарах. В результате у подростков складывается комплексное мышление. Их отличает ярко выраженное чувство Родины, патриотизм, готовность защищать Отечество.

— Детей надо больше знакомить с природой родного края, — подчеркнула Дарья Лобасова. — Водить на Столбы, организовывать экскурсии и походы в другие достопримечательные места. Чтобы не случилось так, когда все знакомство «с природой», особенно у городских школьников, сводится «к хомячку в квартире».

Надежда КОЗЛОВА

Фото автора