Под шум и грохот озера

Печать

На одной из факторий Эвенкии несколько веков живут
ессейские якуты — самая малочисленная народность в крае


На территории нашего края есть уникальный природный памятник — озеро Ессей. Размеры его пятьдесят на тридцать километров. Водоем окружен горами, покрытыми лесами, изрезано многочисленными мысами и бухтами. В озеро Ессей впадает много рек, но вытекает всего одна Сиикэй Сээн (в переводе с якутского «незамерзающая речка»), соединяя его с рекой Котуй и через реку Хатангу вынося воды в Северный Ледовитый океан.
Ледостав за одну ночь
С начала сентября и до последних чисел июня озеро находится под властью льда. Ледяной панцирь достигает размера до полутора метра. Особенностью озера является то, что мороз сковывает его мгновенно буквально за ночь. При сильных холодах здесь всегда стоит грохот и шум — это рвет лед. Такое явление нашло отражение в одной из эвенкийских легенд.
В представлениях эвенков мамонт — один из духов, помощников шамана во время его подземного странствования. Согласно легенде, на поверхность льда озера зимой выпятило бивень мамонта. Тогда эвенки решили срезать его и продать русским купцам. Против этого выступила местная шаманка: грозя бедами и несчастьями, она запретила трогать бивень. Но люди не послушались и все-таки отпилили кость. В это время с ужасным треском и гулом разорвалось озеро. С того времени якобы лед на озере трескается, и посередине образуется глубокая расщелина.
Ессей богат ценными породами рыб: в нем обитают сиг, чир, хариус, таймень, пелядь, карась и другие. Окрестности озера изобилуют дичью, промысловым зверьем. Именно здесь ведется основной промысел дикого северного оленя. Этот оазис просто предназначен для жизни человека.
На одном из берегов озера расположен поселок Ессей — самый северный поселок Эвенкийского муниципального района. История его возникновения уходит корнями к русскому освоению Сибири в XVII веке. Краевед Борис Долгих отмечал, что в 1628 году на берегу озера Ессей построили острог мангазейские казаки — сборщики ясака. В то время в окрестностях озера находились кочевья тунгусских и самоедских племен, которые были обложены ясаком.
Постепенно ясак стал большим раздражителем для ессейских кочевников, росло недовольство. Так, во время бунта 1683 года было перебито все население Ессейского острога, а городок уже не восстановился. Но сбор ясака продолжался. Например, если в начале 1683 года плательщиков ясака в окрестностях Ессей было 145 человек, то к концу года их осталось только восемь.
Три избы да несколько юрт
Впрочем, не только тяжесть ясака стала причиной уменьшения численности плательщиков ясака, но и эпидемии оспы, дизентерии, кори. Тот же Долгих приводит данные, что во второй половине XVII века маятов было 500 человек, постепенно их число уменьшается, а к началу XVIII века их уже нет. Как рассказывают старожилы этих мест, последние жители озера покинули его, назвав «проклятым местом». Но столь богатая природными ресурсами территория пустовала недолго.
Вскоре окрестности озера Ессей начинают осваивать переселенцы из Центральной Якутии. В середине XVII века было всего 95 ясачных плательщиков якутов, а с членами семей это 380 человек. В первой четверти XVIII века численность населения северо-запада Якутии и озера Ессей колебалась в пределах 1800-2000 человек, из которых 80 процентов составляли якуты.
Заселение Ессея якутами шло через Вилюйский тракт, соединявший Якутию и Ессей. Только по нему шли караваны купцов и миссионеров. Позже оленекские и ессейские якуты стали родниться и ездить друг к другу в гости, а платить ясак, покупать товары и продукты отправлялись в район Вилюя.
По этому тракту и приехали первые миссионеры. В 1856 году через Вилюйск до Ессея добрались камчатские миссионеры — с этого времени начинается внедрение православного христианства среди ессейских якутов. Для этой цели в устье реки Сордоннок (Щучья) была построена часовня.
Но удаленность от Камчатской епархии осложняла учет населения, поэтому по решению Святейшего Синода в 1873 году ессейские якуты были переданы Енисейской епархии. И с этого времени начинается интенсивное освоение этого региона. Была даже проложена постоянная зимняя дорога к озеру Ессей.
Позже, в 1892 году, в устье реки Сымна-Сэнэ возвели новую церковь. А в 1903 году в Ессее побывал исследователь Восточной Сибири этнограф Петр Островских. Согласно его данным, в поселении на тот момент было три избы, маленькая церковь, несколько конусообразных деревянных юрт и кладбище.
Их чуть больше тысячи
К началу прошлого века в Ессейской церкви числилось 736 крещеных тунгусов и 1165 якутов, а к 1915 году тунгусов и якутов стало соответственно 1284 и 1435. Несмотря на то, что церковь была передана Енисейской епархии, по просьбе ессейских якутов сюда приезжали священники из Вилюйска для отправления службы.
В церковных книгах встречается всего семь фамилий: Ботулу, Эспек, Осогосток, Бэти, Чорду, Маймага и Уодай. Даже сейчас ессейские якуты носят только эти фамилии. В Якутии память о них осталась в топонимах — названиях деревень в Намском, Вилюйском, Верхне-Вилюйском и Усть-Алданском районах.
Как и в давние времена, ессейские якуты ведут кочевой образ жизни, занимаются разведением домашнего оленя, охотятся на дикого северного оленя. Связь с Якутией нарушена, с Ессея прямого сообщения уже нет, а дедовские маршруты многие не помнят, да и никто не решится на далекий путь.
Численность ессейских якутов в Эвенкии составляет чуть более тысячи человек. В свое время они были внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, содержащийся в уставе Эвенкийского автономного округа. Однако на федеральном уровне официально считаются якутами и не имеют права пользоваться льготами, которые определены для коренных малочисленных народов российским законодательством.
В частности, абитуриенты-северяне не могут воспользоваться квотами для поступления на бюджетные места в вузы. Не распространяются на ессейских якутов и федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на период до 2011 года» и нормы Закона РФ «О гарантиях прав» коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Сергей БАХТИН.
Фото автора

Кстати
Вопрос о наделении ессейских якутов статусом коренных малочисленных народов Севера обсуждается на уровне администрации Красноярского края.

В одеждах из черного сукна


Священник Владимир Завадский, посетив Ессей, в 1893 году написал: 
«…столько их (ессейцев) наехало, что из оленей, впряженных в сани, образовалось громадное стадо, а из людей, когда они собрались вместе, — полк солдат. Я такое сравнение сделал потому, что наряд их напоминает подобную картину. У якутов, в особенности у женщин, верхние одежды шьются из черного сукна, а воротники и полы отделываются красным сукном, что издали напоминает что-то военное. 
Народу собралось столько, что половина не помещалась в церкви или часовне. Будучи очень изнурен, я хотел поторопиться идти в церковь, но народ до того окружил, что я положительно не мог пройти и поневоле должен был останавливаться и подходящих к кресту окроплять святой водой. Это событие останется в памяти». 
«Народ этот, вообще, можно сказать, трудолюбивый, благодаря чему живут безбедно… Кроме того, гостеприимны и в общении ласковы. Словом, судя о жизни якутов, можно заметить, что они во многом превзошли прочих инородцев Туруханского края». 
(Из материалов
Красноярского краевого архива)