Дорогого стоит

Печать

Из очередной экспедиции под эгидой Красноярского
межшкольного учебного комбината № 1
вернулись юные исследователи природы


Как правило, в июле-августе заканчивается экспедиция текущего года и сразу же начинается подготовка к другой — экспедиции будущего сезона. Прикидывается, где взять средства, особенно для ребят из Минусинского детского дома, с которым педагоги комбината сотрудничают полтора десятка лет. Собирается снаряжение, аппаратура, компьютерная техника, необходимая юным исследователям на базе и в поле. Отдельно продумывается образовательная программа, связанная, прежде всего, с местом дислокации экспедиции.

От южных гор до северных морей

За 22 года у экспедиции «Зеленой планеты» сложился свой коллектив педагогов разных школ, объединенных любовью к детям, желанием раскрыть перед ними богатый мир природы.

В свое время участники экспедиции побывали на юге и севере края — от Игарки и Дудинки до Абакана и Минусинска. Вели гидробиологические исследования в среднем течении Енисея, на Красноярском водохранилище. Изучали взаимодействие экосистем в предгорьях Восточного Саяна и Минусинской котловине. Побывали даже в Америке, штате Аризона, на фантастическом полигоне под стеклянным колпаком «БИОС-2», с чего  и начался их интерес к глобальной экологии.

Инициативами красноярских педагогов во главе с завучем МУК № 1 Ларисой  Филимоновой заинтересовался академик Геннадий Ягодин, в то время ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, выступавший, подобно другому академику-химику Валентину Коптюгу из Сибири, поборником экологического образования школьников и студентов в России. Десять лет работал Геннадий Алексеевич с красноярцами, был участником северных и южных их экспедиций. Эта пора для ребят из «Зеленой планеты», особенно старших, которые уже окончили вузы, чаще всего естественные, биологические факультеты, самая памятная.

В легкой, искрометной форме, обращаясь к поэзии и философии, академик раскрывал перед ними всю сложность глобального выбора, перед которым стоит человечество. Вести разумное потребление, вписывая экономическую деятельность в пределы экологических возможностей планеты или выйти за эти пределы, и тогда неминуем хаос, возможность всеобщего кризиса. Пока в погоне за культивируемым потреблением люди об этом мало задумываются. Но на 80 процентов использованы невозобновимые ресурсы: нефть и уголь. Почти полностью истреблены тропические леса. Все меньше остается нетронутых островков биологического разнообразия. И больше катастроф всемирного масштаба — пожаров, цунами.

При МУК № 1 создавались представительства РХТУ им. Д.И. Менделеева, Института устойчивого развития. 14 лет ведет набор региональное отделение Национального университета Высшая школа экономики. Многие из участников экспедиции прошли там подготовку, поступили в престижные вузы столицы. Кто еще учится, как Сергей Пронин, Лиза Быстрова. А кто, как Аня Борисова и Женя Михайловская, работает в государственных и международных природоохранных структурах.

А мы полюбили Ергаки

В нынешнюю экспедицию выезжали два «старичка», совершенно разные ребята — студент Московского энергетического университета Дима Дынько и школьник, воспитанник Минусинского детского дома Саша Малец. Дима уже со средних классов четырежды участвовал в экспедициях.

Восьмиклассник Саша начинал свою экспедиционную деятельность с дошкольном возрасте. И Дима, и Саша, каждый год ждут экспедиций, готовятся к ним. По возрасту они не захватили северные путешествия на теплоходах по Енисею, об Аризоне знают понаслышке. Но в их жизнь, возможно, судьбу прочно вошли Ергаки. Они неразрывно связаны эстафетой экологического действия, подвижнического примера от московского академика с красноярским ученым, горячим приверженцем родных сибирских мест Николаем Степановым.

Кандидат биологических наук из СФУ Степанов на протяжении последних восьми лет является научным руководителем «Зеленой планеты». С ним старшее юношество и младшая детвора восходили горными тропами к альпийским лугам, поднимались в поднебесье к горным пикам и скалам. Ребята напитывались знаниями, проникались огромной любовью к природе, родному краю, которую передавал им ученый.

В последние годы Николай Валентинович совмещает научную деятельность с практической работой в природном парке «Ергаки», являясь заместителем директора. Потому много времени, как раньше, не может уделять школьникам. В нынешнюю экспедицию с ребятами работал его последователь, студент-биолог СФУ Евгений Анчугин. С ним юные экологи проводили теоретические занятия, продолжали исследования состояния  водных экосистем на горном массиве.

В прошлые экспедиции школьники из «Зеленой планеты» хорошо поработали.  Составлена Саянская энциклопедия редкой краснокнижной растительности. Обследованы экосистемы в районе Тормозаковского моста, озера Радужного, Каменного города. Полученные результаты вошли в доклады на региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее», были направлены в дирекцию природного парка «Ергаки». Также будут использованы данные этого лета.

И все-таки Николай Витальевич, к всеобщему восторгу ребят, два дня провел в экспедиции. С его участием состоялись самые продолжительные выходы к озеру Светлому и Мраморному водопаду. Параллельно шли научно-исследовательские экскурсы в природу и, как водится, сбор мусора на тропе.

Нынче впервые к «Зеленой планете» присоединились старшеклассники регионального подготовительного отделения от Высшей школы экономики. Они проводили на Ергаках свою выездную эколого-правовую школу. Экологи и экономисты поладили очень даже неплохо. Вместе ходили в походы, проводили зажигательные КВН и дискотеки и в чем-то     обогатили друг друга. Ведь экология с экономикой тесно связаны.

— На следующий год выездную школу проводим с экологами, — единодушно решили будущие экономисты.

Каждый выезд «Зеленой планеты» имеет свои черты и особенности. В этот сезон, как никогда, школьников радовала погода. Ни одного дождя и тумана, что большая редкость на Ергаках: сплошное яркое солнце! И, конечно, походы, походы — каждый день встреча с изумительными уголками природы. Саша Малец на правах старшего командовал даже «экономистами», те ему подчинялись. Уверенно вели себя на маршрутах Кристина Типсина, Эммин Алиев, Арина Баранова — тоже не первый раз в Ергаках! В походах важно чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма. Эти навыки общения на природе уносятся юношеством в жизнь.

Крепить традиции

Взрослеют подростки, набираются опыта педагоги. «Ергаки-2012» были второй экспедицией для математика учкомбината Елены Дегтяревой в качестве руководителя. Кажется, эстафета «рулевого», переданная Ларисой Игоревной, попала в надежные руки. С Еленой Дегтяревой прочно входят в экспедиционную жизнь ее молодые коллеги: учитель математики красноярской школы № 28 Марина Махина, учитель физкультуры 2расноярской школы № 145  Дмитрий Козьменко, педагог-психолог МУК № 1 Мария Дроздова, преподаватель экономики Людмила Руленко. Значит, дело экспедиции живет, и в этом уровень ее развития.

Есть ли еще в крае, да и стране коллектив, который бы за экологическую экспедиционную деятельность был награжден Государственной премией? А под эгидой Красноярского межшкольного учебного комбината № 1 такой коллектив, отмеченный премией Правительства РФ в области образования за научно-практическую разработку «Экологические экспедиции как форма развивающего обучения на примере изучения Красноярского края», успешно сформирован и более двух десятков лет подтверждает свое звание.

Надежда КОЗЛОВА


 

КСТАТИ

Подкреплять бы эти традиции не только учебному учреждению! Ведь все труднее становится добывать средства через гранты для воспитанников Минусинского детского дома. Почти вчетверо за десять лет возросла общая стоимость путевки. Если  раньше в экспедицию отправлялись победители экологических олимпиад и конкурсов, то теперь больше ребят, чьи родители могут внести оплату. Дети создали в экспедиции книгу «Ергаки, которые мы увидели и полюбили». Она получила хорошие отзывы в Сибирском федеральном университете, министерствах образования и науки, природных ресурсов и экологии, самом природном парке «Ергаки», но ждет спонсоров для издания.

Хорошие традиции, они дорогого стоит. Важно их не терять, но подкреплять.