Оценку ставит время

Печать

Три четверти века в нашем регионе действует
Красноярская краевая станция юных натуралистов

 

О том, чем живет первое в регионе детское учреждение дополнительного образования, корреспондент «НК» беседует с директором Красноярской краевой станции юннатов Ольгой ВЧЕРАШНЕЙ.

— Ольга Эдуардовна, оглядываясь на предыдущий, 70-летний юбилей, хотелось бы поговорить об изменениях в эколого-биологическом дополнительном образовании, произошедших за последние пять лет.

— В первую очередь, хотелось бы отметить развитие инфраструктуры эколого-биологического образования и выстраивание многоуровневой системы краевых  массовых образовательных мероприятий со школьниками. 

В крае имеется восемь эколого-биологических центров и станций, а также 41 объединение эколого-биологической направленности в многопрофильных учреждениях дополнительного образования. Положительным фактом стало принятие на себя муниципальными учреждениями дополнительного образования функций организаторов по проведению муниципальных этапов краевых конкурсов, усиление их позиций. 

Так, экологические центры в Зеленогорске, Железногорске и станциях юннатов Канска и поселка Шушенского стали организаторами деятельности по ландшафтному проектированию территорий образовательных учреждений в рамках краевого конкурса «ГЕО-ДЕКОР». Центр экологии, краеведения и туризма Зеленогорска, станция юннатов поселка Шушенского, дом детского творчества «Аист» поселка Туруханск, экологический центр Красноярска «Фламинго» в течение нескольких лет успешны и актуальны в исследовательской деятельности со школьниками. 

Экологический центр Дивногорска, станция юннатов Енисейска и поселка Нижний Ингаш, центр дополнительного образования Ужура имеют богатый опыт по поддержке и сопровождению эколого-социальных общественных инициатив учащихся. 

Выстраивание многоуровневой системы организации и проведения массовых природоохранных акций позволило увеличить охват участников до 33 тысяч ребят. Организация образовательных программ по модульному принципу в интенсивном режиме позволила увеличить число старшеклассников до 30 процентов, занимающихся в объединениях учреждения. А раньше это составляло менее пяти процентов. 

Учитывая сложную демографическую ситуацию, нам удалось не только удержать, но и укрепить свои позиции. Сначала это казалось сложным: экология в обществе, у молодежи и школьников не всегда популярна. Английский язык, информатика превалируют.

Высокая миссия

— Как вам это удается?

— Краевая программа развития дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» позволила переосмыслить роль и содержание  дополнительного образования. Одно из требований к современному содержанию  образовательных программ — межпредметность и востребованность в обществе. Сегодня актуально экономить ресурсы, рационально их использовать, сохранять видовое разнообразие. 

В краевых интенсивных школах «Агроэкология» и «Школа лесной экологии» ребята  обучаются этому конкретно. Приведу только один пример. Разрабатывая бизнес-планы по переработке древесины  или использованию недревесной продукции, школьники получают представление о ресурсной базе территории своего проживания, соотносят с потребностями рынка, выбирают современное оборудование и просчитывают себестоимость, рентабельность и экономическую эффективность предприятия.   

Экскурсии на современные производства позволяют детям сопоставить теоретические расчеты с реалиями жизни. Одна из задач, которую мы для себя поставили, — качество школьных исследовательских работ. Важно, чтобы они носили прикладной характер и были значимыми для ребенка. 

В содружестве с шефами

— С кем вы взаимодействуете при организации таких мероприятий?

— Для этого потенциала одной краевой станции юннатов маловато. Но у нас есть ресурс — сложившиеся многолетние контакты с преподавателями и учеными из числа красноярских вузов, предприятий и ведомств. Важно, что эти замечательные люди умеют работать с детьми. 

И мы очень признательны докторам биологических наук Сибирского федерального университета В.А. Кратасюк и Е.И. Ивановой, кандидатам биологических наук агроуниверситета Е.В. Нестеренко и А.В. Белоусову, кандидату педагогических наук педуниверситета им. В.П. Астафьева Е.И. Галкиной, кандидату сельскохозяйственных наук Сибирского государственного технологического университета В.С. Усанину и другим. 

Руководители таких хозяйств и перерабатывающих предприятий, как ОАО «Мясо», ООО «Ужурское молоко», Филимоновский молочно-консервный комбинат, агрокомплекс «Красный маяк», и других с удовольствием идут на контакт, предоставляют всю необходимую информацию о предприятиях, организуют встречи с главными специалистами. В рамках такого общения со специалистами ребята получают реальную осознанную мотивацию к труду вне зависимости от сферы ее применения.

— Что планируете на следующую пятилетку? 

— Экология станет перспективной в системе дополнительного образования в ближайшее время. Потому что вопросы экологического образования и культуры поднимаются на государственный уровень. 10 июня 2011 года состоялись парламентские слушания, где были приняты рекомендации «О развитии экологического образования и культуры как основ государственной политики в области экологии». Органы исполнительной власти должны инициировать разработку и утверждение региональных законов по экологическому образованию и просвещению.

Ведущим направлением программы деятельности на период 2010-2013 годов станет популяризация экологического знания и пропаганда экологической культуры. Это совпадает с государственными задачами. 

Мы понимаем под этим:

 тиражирование современных образовательных программ («Юннатский квест», «Этология животных», «Экология и экономика природопользования»);

 отработку выстроенной многоуровневой системы массовых образовательных мероприятий (исследовательские конкурсы и конкурс ландшафтных проектов, эколого-биологическая олимпиада);

 повышение профессионального мастерства педагогов учреждения и края в части организации исследовательской деятельности и ландшафтного проектирования, организация работы с одаренными детьми в части сопровождения достижений ребенка и предъявлений результатов на всероссийском и международном уровнях.