Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

Земля родная не обманет

Общественность края инициирует создание консультационного экспертного совета по традиционному природопользованию.

Продолжается региональный экологический форум «Рациональное использование биологических ресурсов Сибири». В его рамках проходят встречи специалистов в разных отраслях науки, экономики, представителей бизнеса и общественных организаций. Одна из них состоялась в редакции газеты «Наш край» и была посвящена продовольственной безопасности и обеспечению жителей региона полноценными, качественными и, естественно, доступными продуктами питания.

В обсуждении злободневной темы участвовали доктор ветеринарных наук, заведующая кафедрой хирургии и патанатомии Красноярского государственного аграрного университета профессор Маргарита Смердова, исполнительный директор Союза общин коренных малочисленных народов севера Эвенкии Никита Каплин и директор РОУ «Агентство развития традиционного сибирского хозяйства» Борис Наконечный.

Перейдем на президентскую пищу

Как раз в эти дни из Госстата России пришла не вселяющая оптимизма новость. По итогам недавней переписи население нашей страны сократилось на 2 миллиона 200 тысяч человек. Население Красноярского края за тот же период уменьшилось более чем на 137 тысяч человек. И если бы не рабочие-иммигранты из республик Средней Азии и других окраин бывшего Советского Союза, потери были бы куда ощутимее. Да, умирает россиян больше, чем рождается.

Причин демографического неблагополучия множество. Многие уезжают из страны в поисках более достойной платы за труд, женщины мало рожают из-за неуверенности в дне завтрашнем, при этом далеко не всем мужчинам удается дожить до пенсионного возраста, на это тоже есть всем понятное объяснение. Но все-таки, уверены специалисты и ученые, дни земного пребывания во многом сокращают некачественные продукты питания. Причем качество трактуется несколько шире, чем простое соответствие международным и отечественным стандартам.

— Создание независимого природопользования или то же самое продовольственной независимости — проблема номер один, от которой зависит продолжительность жизни и здоровье наших граждан, — считает профессор Маргарита Смердова. — Большинство продуктов питания жителей края привозные. К нам везут все: от овощей и заморских фруктов до рыбы и мяса экзотических животных вроде кенгуру. Пища в итоге получается дорогая и далеко не самая полезная для человека. Организм протестует, сопротивляется и нередко сдается, если для своей жизнедеятельности получает мясо из Монголии, рыбу из Японии, картофель из Польши. Намного больше пользы приносят продукты, произведенные в среде обитания человека. Совершенно не случайно президенты в свою свиту во время зарубежных визитов непременно включают поваров, предпочитая родную кухню и свои же доморощенные продукты.    

Действительно, коренные жители северных районов во все времена обходились теми продуктами питания, что предлагала родная природная среда. Мясо северных оленей и прочего крупного рогатого скота, питающегося исключительно подножным кормом, богатая жиром рыба местных водоемов, таежная растительность обеспечивает всем необходимым набором белков, аминокислот, витаминов и прочих строительных компонентов живого организма.

— То, что жители края получают к столу, полноценным мясом называть нельзя, — продолжает Маргарита Дмитриевна. — В нем не хватает самого главного — аминокислот, необходимых нашему организму в качестве базы для иммунной и гормональной  системы. Животные, идущие в забой, как правило, больные, ведь лекарство стоит очень дорого. Необходимо либо выращивать их в естественных условиях, либо вводить им в организм в виде инъекций добавки из дикорастущих растений, таких, как левзея, элеутерококк, молодой клевер, облепиха. Технология отработана в нашем университете, осталось дело за малым — внедрить ее в сельском хозяйстве.

Была попытка, и довольно успешная, разводить диких кабанов, оленей, косуль. Но дело до конца не довели, и плодами ученых агроуниверситета теперь пользуются браконьеры. Однако руководители края предпочитают завозить мясо из-за границы, нежели поддерживать собственного производителя.

— У нас есть возможность производить мясную и молочную продукцию гораздо меньшей себестоимости, — в свою очередь уверен Никита Каплин. — Например, закупочная цена оленины в Эвенкии составляет всего 85 рублей. И перспективы у животноводства на Севере есть, достаточно обернуться в недавнее прошлое. Так, в начале 90-х годов у местных жителей насчитывалось только домашних оленей не менее 40 тысяч голов, имелось солидное стадо крупного рогатого скота. Была установка, благодаря чему каждый эвенкийский охотник-промысловик, имевший участки вдоль речек, заготавливал сено и сдавал его в хозяйства. И это правило неукоснительно соблюдалось.

Перелом произошел в лихие 90-е, когда из-за непродуманных действий мало что понимающих в реалиях жизни руководителей на всех уровнях власти оленей и коров просто-напросто раздали населению. При этом не удосужившись многих спросить, а надо ли им это. Результат плачевный: к 2002 году поголовье оленей сократилось до двух тысяч особей. В итоге сельское хозяйство Эвенкии если и существует, то в весьма жалком состоянии.

Административный восторг чиновников

Каплин считает, что корни неблагополучия на его малой родине надо искать глубже. 

— Большой ошибкой стала проведенная в 30-х годах насильственная привязка коренных жителей Севера к постоянным пунктам, факториям, — напоминает Никита Сергеевич. — Тогда вырвали народ из привычного образа жизни, разорвав тем самым связи с природой и навязав ритм жизни, более подходящий жителям других регионов. Выход из сложившегося положения один — возврат к традиционному методу хозяйствования. Но этому процессу надо помогать.

Казалось бы, в чем проблема? Есть целая структура в краевом правительстве — Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, которое по определению должно заниматься всеми проблемами коренных жителей северной тайги и тундры. В его недрах рождаются документы, способствующие сохранению населения, развитию его культуры и образования.

Так, в  июле минувшего года правительство края одобрило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов региона на 2010-2015 годы. Ее цель — защита интересов малочисленных народов, проживающих на территории края, минимальное воздействие на природу и развитие экономики для улучшения качества жизни этой категории.

— Этот документ отбросил Эвенкию на 20 лет назад, — полемизирует с авторами концепции Никита Каплин. — Видимо, ее писали некомпетентные люди, не знающие, что существует подобный федеральный документ. Наши законодатели включили в концепцию, казалось бы, все, что можно, забыв о главном — поддержке коренных традиций ведения хозяйства. Из трех тысяч субъектов северных районов края, занимающихся традиционными видами хозяйства, за 2009 год реальную помощь получили всего 368 человек. Русскоязычное население тех мест (а это немалая часть жителей) вообще осталось в стороне. Можно сказать, что к традиционному природопользованию агентство никакого отношения не имеет. Хотя мы давали свои предложения по возрождению исконно традиционного образа жизни. 

По мнению Каплина, основой деятельности коренных народностей должно стать традиционное биологическое природопользование, сельское хозяйство, животноводство, промыслы, звероводство. Но беда в том, что нет кадров специалистов, знающих специфику Севера. Вот тут-то и надо оказывать поддержку, готовить кадры. Но некоторые действия чиновников выглядят просто абсурдом. Так, для оформления  права аренды на охотничьи угодья надо как-то добраться за сотни верст в Туру, месяц сидеть, оформлять документы на аукцион, дождаться торгов, а если победишь, то придется заплатить немалую сумму, взятую явно с потолка. И если члены родовых общин еще как-то могут собрать необходимые сотни тысяч рублей, то физическим лицам такие затраты явно не под силу.

В основе — системный подход

Профессор Смердова напомнила, что в Красноярском агроуниверситете есть масса научных разработок по разным направлениям ведения животноводства. Но вся беда в том, что чиновники в упор не видят их преимущества, предпочитая закупать готовую продукцию из других регионов. Чаще всего они перестраховываются, не доверяя заключениям и выводом наших ученых. С другой стороны, не пользуются наработанными за рубежом методами поддержки сельского хозяйства за счет дотаций. В развитых странах, таких, как США, работают ясные и прозрачные механизмы финансирования сельхозпроизводителей в разных жизненных ситуациях. У нас же сплошные бюрократические препоны и рогатки.

Своеобразный итог дискуссии подвел руководитель Агентства развития традиционного сибирского хозяйствования, член Союза писателей России Борис Наконечный:

— Действительно, для решения проблем природопользования и массы возникающих при этом вопросов необходимо привлекать ученых, специалистов-практиков, гуманитариев, правоведов. Лучше всего с участием СМИ создать что-то вроде консультационного экспертного совета по природопользованию, который будет рассматривать имеющиеся проблемы силами ученых, специалистов-практиков, внося свои предложения по решению вопросов развития хозяйственной деятельности в районах. 

Все правильно, подход здесь должен быть сугубо системным, на выходе обязательно должен присутствовать практический результат.

Геннадий МИРОНОВ. Фото автора

Материал подготовлен при содействии

РОУ «Агентство развития традиционного сибирского хозяйствования» 

 

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 372 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru