Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ПО КОМ СТУЧИТ ТОПОР

Выдержит ли бюджет страны экологические проекты?

После того как президент приостановил строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург, люди стали активнее интересоваться, что происходит с окружающей средой в их городах.

Не так давно заявили о себе инициативные группы «В защиту Шереметьевского леса» и «В защиту экологии микрорайона «Левобережный». В подмосковных Люберцах жители встали на защиту городского парка «Наташинские пруды».

Не остались в стороне от экологических проблем и жители Солнечногорского района, когда узнали, что в центре лесного массива планируется самая крупная в Европе развязка, под которую хотят вырубить 27 гектаров леса.

В подмосковном городе авиации и космонавтики Жуковском граждане протестуют против строительства съезда с федеральной трассы М-5 (шоссе Москва — Челябинск) в город, так как дорога пройдет через так называемый цаговский лес. Этот лес пока не удостоился такого же внимания, как Химкинский, а вполне мог бы. Тем более что ситуация здесь чуть было не пошла по сценарию нашумевших химкинских событий.

— Проблемы, аналогичные Химкинскому лесу, существуют практически вокруг всех крупных городов нашей страны, где происходит масштабное вовлечение лесов в хозяйственную деятельность, — считает директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков. — Число экологических сообществ в нашей стране растет с той же прогрессией, что и появление планов по застройке скверов и парков. Дело доходит до того, что, к примеру, за спасение рязанской Мещеры, значительно пострадавшей после пожаров, готовы бороться не только региональные, но и международные экологи.

Проблема сохранения природы особенно актуальна для Подмосковья, где проходит лесопарковый защитный пояс столицы, само существование которого находится под угрозой. Из года в год ему наносится невосполнимый ущерб. За прошедшие 20 лет Московская область лишилась более 110 тысяч гектаров леса из-за пожаров, несанкционированной застройки, самовольного захвата лесных земель.

До начала 90-х годов такое нельзя было представить и в страшном сне. «Зеленый пояс» Москвы считался территорией с особым режимом градостроительной и другой хозяйственной деятельности, служил «резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения».

На всей площади лесов, по существу, действовал режим заказника по охране и воспроизводству лесного фонда. Нынешнее же законодательство, по мнению экологов, позволяет бесконтрольно выделять участки под строительство и другие виды хозяйственной деятельности.

Экологи подсчитали, что если застройка будет продолжаться нынешними темпами, то уже через 30 лет в Подмосковье вообще не останется лесов.

С каждым годом экологические проблемы все больше накрывают столичный регион. Под ударом топора оказался даже национальный парк «Лосиный остров» — здесь тоже планируют строить автотрассу.

Многие беды происходят оттого, что нынешнее законодательство слабо защищает природу. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что первый шаг по исправлению ситуации сделан: Минсельхоз и Россельхознадзор лишили полномочий по лесному контролю и надзору и передали Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхозу), а его напрямую подчинили правительству.

Но одним только восстановлением самостоятельного федерального органа власти, отвечающего за леса, и сосредоточением в его руках всей полноты ответственности, вряд ли наведешь порядок в системе управления лесами.

— Необходимо исправлять и другие ошибки — создавать нормальное лесное законодательство, государственную лесную охрану, систему авиационной борьбы с лесными пожарами, развивать систему подготовки специалистов и повышения их квалификации, возвращать в государственные органы управления лесами квалифицированных руководителей, — убежден Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы международной организации «Гринпис».

Когда принимался новый Лесной кодекс, никто не задумывался, какие могут быть последствия. Под предлогом очистки территории от сгоревших деревьев идет вырубка нетронутых огнем массивов. Предприниматели берут леса в аренду, закладывают в банк, получают прибыль, а ответственности при этом никакой не несут. Только в пригородной зоне Московской области в долгосрочную аренду передано более 1,5 тысячи участков общей площадью 5,6 тысячи гектаров.

Современная цивилизация безжалостно вторгается в природу, потому что она мешает ей развиваться. И происходит это не только в нашей стране. Недавно в Штутгарте (Германия) горожане выступили против строительства нового подземного вокзала, ради которого власти хотят вырубить деревья в парке Шлоссгартен, который является исторической достопримечательностью и своего рода визитной карточкой Штутгарта.

Обычно преобладающий в таких случаях коммерческий интерес не согласуется с интересами местных жителей и законами природы. Противоречия, а то и конфликты возникают там, где решения принимаются без учета мнения общественности.

Экологическая ситуация у нас в стране, в отличие от той же Германии, требует принятия особых неотложных природоохранных мер. Ждут ответа вопросы о глобальном экологическом оздоровлении страны, не решаемые десятилетиями.

Будем надеяться, что на многие из них ответит готовящийся в Министерстве природных ресурсов и экологии по поручению Президента России проект закона «Основы госполитики РФ в сфере экологии до 2030 года». Новый документ позволяет создать такую модель развития, которая способствовала бы сохранению природных ресурсов, за счет чего будет улучшено качество жизни населения, его здоровья и, соответственно, демографическая ситуация.

Проект закона предполагает установить некий баланс «между использованием природных ресурсов в условиях модернизации экономики и возможностями самовосстановления и саморегуляции биосферы для основных отраслей экономики». Он поможет внедрить современные экологические стандарты в сфере строительства населенных пунктов, отрегулировать работу сельхозпроизводителей и организовать контроль над качеством поставляемой ими продукции, уменьшить количество выхлопных газов.

Проект предполагается подготовить до конца этого года. Но уже сейчас понятно, что после его принятия потребуются не только кардинальные изменения в структуре экономики, но и определенные жертвы. Ведь принятие такого закона сократит ВВП минимум на 2 процента, что равняется примерно 30 миллиардам долларов. Вопрос: готова ли страна к такой жертве во имя экологии при дефицитном бюджете?

Иван ПОЛЕТАЕВ

 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 186 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru