Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

СКАЗКА В ЦЕНТРЕ СИБИРИ

Четверть века со дня образования отметил Центральносибирский
государственный биосферный заповедник.

Прообразом первых заповедников в России стали участки целинных степей, выделенные под стационар для изучения хода естественных природных процессов крупнейшим ученым-почвоведом В.В. Докучаевым в 1894 году, обеспокоенным чрезмерным сведением лесов под пашни. Поводом стало снижение их плодородия в центральных губерниях. Тогда и родился исторический тезис о необходимости сохранять природу ради самой природы.
Исторические штрихи к портрету.
Прошло 22 года, прежде чем идеи заповедности начали претворяться в жизнь. Первые государственные заповедники, как известно, были созданы с сугубо практическими целями – острой необходимостью сохранения соболя. Баргузинский, Кроноцкий и Саянский заповедники были организованы в 1916-1919 годах после обследования серьезными экспедициями мест обитания соболя на Байкале, Камчатке и в Саянах.
В первом проекте географической сети заповедников в России, разработанном в 1917 году В.П. Семеновым-Тян-Шанским, был назван в качестве перспективного и бассейн правобережья Енисея в районе впадения в него Подкаменной Тунгуски. Конкретные предложения об организации заповедника в подзоне средней тайги на Енисее сформулированы известными учеными Е.Е. Сыроечковским и Э.В. Рогачевой (1980). Зачатком особо охраняемой территории на этом участке приенисейской тайги стала зона Северной экологической станции Института проблем эволюции и экологии РАН в Мирном, площадью около 300 тысяч гектаров. Большая часть этой территории была передана в 1985 году Центральносибирскому заповеднику. Заметим, пять лет понадобилось для научного обоснования проекта, его устройства, описания и согласования границ, прежде чем появилось Постановление Совета Министров РСФСР в 1985 году и родился заповедник, получивший через год статус биосферного. Его площадь составила 972 017 гектаров, но позднее уточнена и в настоящее время равна 1 018 849 гектарам.
Большую роль в организации заповедника сыграл Ф.Р. Штильмарк, непосредственно занимавшийся проектированием и согласованием границ особо охраняемой территории. Еще при создании заповедника обсуждались проблемы выживания коренных малочисленных народов Севера, которые в последние годы еще более обострились в связи с хозяйственным освоением региона. Это единственный заповедник в России, где на большом протяжении заповеданы оба берега одной из величайших рек Евразии. Ученые ведут летопись природы
Территория заповедника во многих отношениях весьма примечательна. Через нее проходит целый ряд естественных географических границ. Это, в первую очередь, Енисейская биогеографическая граница («линия Йохансена») – основная секторная граница Палеарктики. Здесь встречаются виды, характерные как для Западной (серый сорокопут), так и для Восточной Сибири (клоктун, кабарга, восточносибирский подвид лося). Из огромного числа растений заповедника, перечень которых еще уточняется, три вида внесены в Красную книгу России. Это башмачок желтый, башмачок крупноцветковый, калипсо луковичная. На территории заповедника гнездятся или встречаются на пролете 12 видов птиц, занесенных в перечень редких в федеральную Красную книгу: черный аист, орлан-белохвост, беркут, скопа, сапсан, кречет, чернозобая гагара, клоктун, пискулька, малый лебедь, краснозобая казарка, серый сорокопут. В заповеднике разрабатывается разнообразная научная тематика, в первую очередь ведение летописи природы.
Заповедник служит одним из крупнейших резерватов соболя, вида, благодаря которому в известной степени и была покорена Сибирь. Его численность колеблется в зависимости от изменчивости кормовой базы, цикличности размножения лесных полевок и урожая кедровых семян и составляет не менее 3-4 тысяч особей.
Только благодаря заповеданной территории создаются предпосылки длительного неистощительного использования ресурсов «короля меха» в тайге юга Туруханского района, отличающейся более высокой продуктивностью, чем сходные отдаленные угодья. Численность мигрирующих особей, расселяющихся из заповедника, достигает 1,5 тысячи в год.
Не меньшее значение, чем соболь, имеют для жизни северян такие звери, как лось и дикий северный олень. Численность лося постепенно возрастала, животные приобретали определенные адаптивные черты, помогающие им выжить не только в суровых климатических условиях, но и при преследовании человеком в сопредельных угодьях.
Можно с уверенностью сказать, что крупнейший резерват лося в Сибири расположен ныне в Центральносибирском биосферном заповеднике. Проведенные исследования питания лося позволили оценить влияние его на растительность. По нашим наблюдениям, даже столь высокая плотность населения лося на зимовках до 10-15 особей на тысячу гектаров пойменных древостоев и использование им корма не приводит пока к существенным изменениям растительности. Природа быстро восполняет потери. Другой представитель оленьих – лесной северный олень пока мало изучен. Однако численность его в многоснежные зимы заметно возрастает.
Для будущих поколений.
Перечисленными примерами не ограничивается значение заповедника. Он не только обеспечивает сохранение редких либо промысловых видов, но и способствует устойчивости естественных биогеоценозов, биологического, ландшафтного разнообразия, относительно нетронутого участка биосферы – арены жизни для настоящего и будущих поколений.
Заповедником подготовлен и выпущен сборник трудов в 2007 году. Исследования в большинстве своем выполнены учеными, работавшими в самом заповеднике или в его непосредственной близости. Они подвели некоторый итог изучению малоисследованных групп беспозвоночных и позвоночных животных, почв, растений, техногенного воздействия на растительный покров в зоне действия газоконденсатного месторождения.
Последнее исследование, не связанное с заповедником территориально, тем не менее, весьма символично, ведь именно в Туруханском и Эвенкийском муниципальных районах развертываются масштабные промышленные разработки, влияние которых на природные комплексы многозначно. Специалистами, работавшими ранее и продолжающими исследования на Северной экологической станции Института проблем эволюции и экологии РАН, выпущено несколько тематических сборников о животном, растительном мире и хозяйственном использовании природных ресурсов.
Добрым словом следует помянуть ушедшего от нас Евгения Евгеньевича Сыроечковского, большую и, надеемся, лучшую часть своей жизни посвятившего изучению северного края. Его усилиями, усилиями помощников – Энергии Васильевны Рогачевой, Феликса Робертовича Штильмарка (беззаветного защитника идеи «абсолютной заповедности»), многих других – создан, живет, трудится и отстаивает свое право на жизнь биосферный Центральносибирский заповедник. Они как первые прилетевшие птицы своим голосом, интонациями, внешним видом, донесенной информацией способствовали дальнейшему процветанию, жизнестойкости заповедника, расположенного в неповторимом таежном краю – в самом центре Сибири. Ученики и последователи продолжают начатое дело, открывая новые горизонты неизведанного.
Замечательная дата – четверть века отмечена усилением эколого-просветительной деятельности, благодаря чему о заповеднике узнают много нового и местные жители, и приезжающие издалека туристы. Проведен «круглый стол» на тему «Роль особо охраняемых природных территорий в развитии региона». Перед заповедником стоят ответственные задачи – сохранить и подробно изучить уникальный природный комплекс, все его компоненты, так же, как глобальные изменения, происходящие под воздействием техногенных и иных процессов.
Анатолий ЗЫРЯНОВ, заместитель директора
по научной работе
ГПБЗ «Центральносибирский», кандидат биологических наук
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 172 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru