Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

НОЛЬ КЛЕЩЕЙ

Грызуны и муравьи — вот каким клином
можно вышибить беду лесов.

Поход в лес в начале лета — довольно рискованное предприятие. Причиной тому служат клещи, а точнее, инфекции, которые они могут передать непосредственно при укусе. И, казалось бы, эта опасность никогда не минует. Но наука не стоит на месте, и перспектива исчезновения этих кровососущих не так уж туманна.  О новых разработках в области борьбы с клещами нашему корреспонденту рассказала сотрудник Международного научного центра исследований экстремальных состояний организма при президиуме Красноярского научного центра СО РАН Ольга ВШИВКОВА. На всероссийском симпозиуме «Сложные системы в экстремальных условиях», прошедшем в краевом центре, молодой ученый представила работу «Контроль численности популяции иксодового клеща в экосистеме».
— Ольга Антоновна, по данным Роспотребнадзора, с начала сезона в Красноярском крае от укусов клещей пострадало 18 744 жителя, из них 637 госпитализированы с диагнозом клещевой энцефалит. Каковы на сегодня основные методы борьбы с клещами?
— Чаще всего органы санитарно-эпидемиологического надзора обрабатывают территорию акарицидами или уничтожают мелких грызунов — главный источник пищи клещей на промежуточных стадиях развития. Такой способ имеет свои минусы. Дело в том, что обработке химическими веществами подвергается сплошная площадь, то есть химикаты влияют на флору и фауну, и где-нибудь на территории детского лагеря есть дикую ягоду уже нельзя. Но разве объяснишь это детям? Кроме того, такая обработка достаточно дорогостоящая.
И, наконец, не все особи погибают после обработки. Наиболее сильные могут выжить, а это благоприятно отразится на генофонде популяции.
Самым простым и доступным способом является принятие профилактических мер (ношение специальной одежды, применение репеллентов, периодические осмотры).
Что касается иммунизации, то это тоже не панацея. Дело в том, что прививка клещевого энцефалита не защищает от других переносимых клещами заболеваний, среди которых есть и более опасные (болезнь Лайма, геморрагические лихорадки, клещевые риккетсиозы, Ку-лихорадка).

Безобидная нимфа.

— Получается, что все приведенные выше способы не дают стопроцентной гарантии от инфицирования человека. Вы разрабатываете принципиально иной подход к решению проблемы? — Именно. Мы предлагаем использовать для искоренения клещей знание закономерностей их популяционной динамики и особенностей взаимодействия с другими особями. Развитие клеща длится в среднем три года и проходит соответственно в три стадии: личинка — нимфа — взрослое насекомое. Первые две являются безопасными для человека. Личинки и нимфы питаются кровью мелких грызунов. Причем переносчиком заболевания насекомое становится на одной из этих стадий, заразившись от своего «прокормителя». И только на последнем этапе развития клещ переходит на добычу покрупнее, в том числе на человека. Следовательно, можно поставить блок на первых стадиях развития. Для этого нужно уменьшить количество грызунов до такого уровня, когда личинки и нимфы не смогут прокормиться и выжить. Кроме того, есть сопутствующий фактор, благодаря которому клещи могут быть исключены из экосистемы, — муравьи. В ходе наблюдений замечено, что на местности, где много муравейников, клещи отсутствуют. Они становятся жертвой муравья-фуражира начальных стадий развития (яйцо, личинка, нимфа). Словом, регулируя численность грызунов и количество муравейников, можно создать такие условия, при которых клещи исчезнут.

Финансовый тормоз.

— Не скажутся ли отрицательно такие изменения на экосистеме?
— Клещ не является существенным ее звеном. А численность популяций грызунов и муравьев лишь периодически модулируется, поэтому деформации экосистема практически не подвергается. — Роспотребнадзор заинтересован в ваших разработках?
— Ситуация такая, что сейчас мы не готовы что-либо внедрять. Требуется около десяти лет наблюдений, поскольку цикл развития клеща длится три года. Ускорить исследования существенно помогли бы обширные статистические данные по заповеднику «Столбы» за последние полвека. Но они для нас недоступны. Красноярский научный центр в прошлом году обращался в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с предложением о совместной работе и официальным запросом о предоставлении данных по динамике численности иксодовых клещей и заболеваемости на территории края. В ответ нам предложили оказать услугу — предоставить эти данные в виде экспертизы за 500 тысяч рублей. Разумеется, дополнительных средств академическая наука не имеет.
Кроме того, нам необходимы именно первичные, необработанные данные, а не какая-либо экспертиза, так как анализ и соответствующие экспертные оценки мы намерены произвести самостоятельно. Хочется отметить, что в Новосибирске и Томске подобные сведения для ученых находятся в открытом доступе.

Беседовала
Татьяна НИКОЛАЕВА
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 399 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru