Добро пожаловать в Наш край:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Газета Наш край

ЭТИКА ПОД ПРИЦЕЛОМ

Промысловая охота: девальвация ценностей или сохранение традиций?
Мы используем исходные природные вещества в самых различных сферах своей жизни и деятельности. По мере роста народонаселения Земли, урбанизации крупных районов, всевозрастающего воздействия на окружающую среду хозяйственной, рекреационной и других видов деятельности человека, связи его с природой принимают новые, более активные формы. Увеличивается интерес к так называемой нетронутой природе — первозданным лесам и водоемам, малодоступным горам и морским глубинам, уникальным растительным и животным объектам. Многие предпочитают проводить свой отдых на охоте или рыбалке. Людей все больше влекут туристские тропы, ночевка у прибрежного костра, таинственные звуки лесных чащ.
Вместе с тем природа стала испытывать такое интенсивное и разнообразное воздействие со стороны человека — прямое или косвенное, что даже незначительное увеличение какой-либо формы нагрузки на окружающую среду может привести к гибели отдельных видов и даже целых растительных и животных комплексов, создававшихся на протяжении многих тысячелетий. Поэтому право на близкое общение с природой, право на охоту необходимо подкрепить высокой общей и экологической культурой, соответствующими моральными и деловыми качествами.
Никому, например, не придет в голову мысль брать в связку неопытного альпиниста при восхождении на высокую гору. Сейчас высокие требования предъявляются и к охотнику: он должен быть профессионалом, то есть человеком, деятельность которого направлена на интенсификацию охотничьего хозяйства, улучшение форм и методов его ведения, повышение экологических и специальных знаний, своей культуры и этики, а также выполнение законодательных актов по охране и использованию охотничьих животных.

В активных отношениях с природой.

Численность населения Красноярского края около 2,5 миллиона человек. Охотники составляют незначительную часть этого числа, исключая промысловые районы Севера. Казалось бы, они не могут оказать решающего воздействия на природу, в том числе на животный мир, тем более что в последнее время неизмеримо возрастает роль косвенных факторов — мелиорации, применения химических средств в сельском и лесном хозяйстве, рекреации.
Однако охотник, в отличие от других людей, вступает в специфические, более активные отношения с природой, особенно с животным миром. Поэтому его роль в жизни природы несравненно значительнее того удельного веса, который приходится на долю охотников в общей массе населения. Следовательно, от того, как понимает охотник свои взаимоотношения с природой, как использует это на практике, как дорожит лучшими охотничьими традициями в сочетании с научными достижениями зоологии и охотоведения, и, наконец, от того, насколько он этичен, воспитан и гуманен по отношению к животным, зависит характер и степень его воздействия на животный мир, красота и богатство наших охотничьих угодий. Общество не может существовать без использования природных ресурсов, в том числе охотничьих животных. А рациональное использование животного мира невозможно без хорошо подготовленных кадров, среди которых главной фигурой является охотник.
Современному охотнику приходится решать не только практические вопросы непосредственной добычи дичи, но и довольно сложные теоретические и этические задачи по охране и воспроизводству запасов животных, организации увлекательной и правильной охоты, обработке и реализации ее продукции. В общем, думать охотнику приходится много и серьезно хотя бы потому, что охотничье хозяйство как отрасль находится в состоянии развития, постоянного совершенствования и поисков.
Деятельность охотника, в том числе применение им традиционных и новейших средств и способов охоты, не должна противоречить задачам охраны природы. Более того, охота есть средство рационального использования животных с целью получения от них наибольшего экономического эффекта без ущерба воспроизводству. Она — часть рационального природопользования.
Основное условие деятельности охотничьих хозяйств состоит в том, чтобы разумно сочетать использование животных с их охраной, добиваться высокой эффективности хозяйствования. Это возможно в том случае, если охотничье хозяйство ведется на комплексной основе, в тесной связи с другими видами природопользования. Современный охотник понимает, что охота — это не только добыча животных для получения товарной продукции, но также отдых, спорт, здоровье. Это понимание всего прекрасного в природе, что делает жизнь людей содержательней и интересней. В охотнике удачно сочетаются качества производственника, спортсмена, натуралиста и любителя природы. Настоящий охотник — это также культурный, экологически грамотный человек.

Категория нравственная.
Охотничьи традиции — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано нами от охотников старшего поколения. Надо признать, охота стала другой — сегодня она далеко не всех охотников удовлетворяет. Многие задумываются над девальвацией охотничьих ценностей и прилагают заметные усилия, чтобы сохранить и приумножить славные традиции наших дедов и прадедов. Из глубин веков прослеживается взыскательное отношение пращуров к нравственному облику охотников. Во все времена были неприемлемыми бесчестность, жестокость по отношению к диким зверям и птицам, жадность и воровство дичи. Наряду со стремлением добывать охотой необходимые материальные средства для существования у людей постепенно зарождалась потребность в ощущении красоты окружающей природы, с ее запахами трав и цветов, нежным щебетанием и пением птиц, прекрасной статью и грациозностью движений диких зверей.
Охота и охотничьи традиции в нашей стране имеют давние и глубокие корни. Нам есть чем гордиться. Охотничьи традиции — категория нравственная и, казалось, должны бережно храниться и передаваться от старшего поколения к нам, ныне живущим охотникам.
Но, к сожалению, существует и иная категория «охотников». Периодически в заказниках краевого значения, госинспектора Дирекци по ООПТ Красноярского края фиксируют факты браконьерства. Многие браконьеры, несмотря на неоднократные задержания с поличным, все равно продолжают нарушать режимы особой охраны в заказниках. Такие нарушения, как охота и рыболовство, стали во многих заказниках регулярными, что не может не влиять на нормальное функционирование заказников.
Часто встречается применение горе-охотниками изуверских орудий добычи — петель пассивного действия. Браконьер, оставив такие петли без присмотра, обрекает на бесцельную гибель многих ценных животных. Использование петель считается варварским способом добычи животных, но браконьеры продолжают его использовать достаточно широко. На территориях заказников в результате очередных обходов, госинспектора обезвреживают большое количество расставленных петель. Петли ставят на тропах, около солонцов и ключей, зачастую вместе с «копытником» (лист железа с прорубленным отверстием). Каждый год госинспектора «Дирекция по ООПТ Красноярского края» изымают у браконьеров самоловные снасти, карабины, различные незарегистрированные орудия, ловушки, петли. Составляют тысячу протоколов и актов по фактам браконьерства, но из этих тысяч реальные приговоры не выносятся даже десяткам.

Владимир СОЛДАТОВ,
действительный член Русского географического общества.
Фото Бориса НАКОНЕЧНОГО
 

Поиск по сайту

Сейчас на сайте

Сейчас 820 гостей онлайн

Наши партнеры


Лидеры просмотров


О Редакторе

ДУБЫНИН Петр Романович,
главный редактор,
действительный член Петровской академии наук и искусств,
действительный член Русского географического общества,
кандидат филологических наук

Tел./факс 8 (391) 218-32-71,
сот. 8 983 507-36-02,
8 (391) 297-57-99

е-mail: nkrai@mail.ru